Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое натюрморт

Натюрморт — один из жанров изобразительного искусства. Он представляет элементы неодушевлённой природы, объединённые в отдельную группу. Почему название жанра оказалось неудачным? Когда появился натюрморт и как он связан со смертью?

Время чтения: 3 минуты

Мёртвая природа или тихая жизнь

Слово «натюрморт» появилось очень поздно. Оно попало в тексты об искусстве в начале XIX века, — через 200 лет после появления самого жанра. Этот термин происходит от французского nature morte либо от итальянского natura morta, то есть «мёртвая природа». Сначала его применяли к тем картинам, на которых была изображена не просто мёртвая, но умерщвлённая натура: охотничьи трофеи и битая дичь. Постепенно значение распространилось на композиции из цветов, плодов и других предметов.
Ваш курс, чтобы научиться анализировать особенности художественных стилей и направлений:
Этот термин распространился преимущественно в странах Средиземноморья и в качестве заимствования из французского в России. В странах Северной Европы использовался противоположный по смыслу вариант: голландский stilleven, что означает «тихая жизнь». В немецком и английском языках сохранилось то же название: stilleben и still life.
null
М. Буллема де Стомме «Натюрморт с кубком-наутилусом»

Когда появляется натюрморт

Изображения предметов неодушевленной природы встречаются ещё в искусстве Античности. В известной легенде о споре греческих живописцев Зевксиса и Паррасия птицы слетаются клевать нарисованный виноград.
В эпоху Возрождения в Италии и на севере Европы художники помещали в свои произведения элементы натюрморта: детали интерьера, ювелирные украшения, цветы и плоды. Пока это были ещё не самостоятельные натюрморты, а отдельные предметы, включённые в пространство портрета или религиозной композиции.
null
Г. Мемлинг «Благовещение», 1482 г.
В алтарных картинах XV и XVI столетий эти протонатюрморты приобретали символическое значение: хрустальная ваза, розы или рукомойник символизировали чистоту Богоматери, рыба и хлеб напоминали о Христе, а лимон со срезанной кожурой — красивый снаружи и кислый внутри — мог означать предательство.
Цветочные гирлянды, ювелирные украшения и даже изображения черепа со свечой часто появляются в ренессансных портретах. Эти элементы выступают как символы memento mori, особенно если речь идёт о черепе на обороте портрета молодого человека. Цветы и украшения с драгоценными камнями намекают на добродетели модели и играют роль статус-символа, вроде современных Rolex.
Когда в конце XV столетия флорентийским дамам запретили надевать слишком много украшений одновременно, появились, портреты, в которых украшения изображаются отдельно от хозяйки — например, лежащими рядом на столе.
К концу XVI века натюрморт постепенно разрывает связь с религиозной живописью, выделяясь в самостоятельный жанр. Первым примером такого рода считается картина Караваджо с изображением корзины с фруктами.
Иногда первыми натюрмортами называют ренессансные картины-обманки в духе Якопо де Барбари. Они создают иллюзию реальности изображённых предметов и появляются ещё на рубеже XV–XVI столетий.

Развитие жанра

Чистый натюрморт широко распространяется в XVII веке в эпоху барокко. Тогда же начинается период расцвета этого жанра.
Популярным натюрморт становится в Голландии. Изображения цветов, фруктов, плодов и посуды наводняют голландский художественный рынок. Появляются мастера, работающие исключительно в этом жанре, а сам натюрморт разделяется на несколько типов: букеты, завтраки, рыбные натюрморты, изображения битой дичи. Особый вид составляет так называемый «учёный» натюрморт, он же «натюрморт с черепом» — философское размышление на тему vanitas — тщеты и конечности земной жизни.
null
П. Клас «Завтрак с ветчиной», 1647 г.
Голландские художники достигают невероятных высот в передаче цвета и света, а особенно — материала и фактуры предметов. Они с лёгкостью воспроизводят холодный металлический блеск кувшина, прозрачное стекло бокала, бархатистую кожицу персика или сочный кусок ежевичного пирога. Эти картины пронизаны религиозным символизмом: каждый цветок ассоциируется с конкретными святыми, Христом или Богоматерью, бабочки символизируют человеческую душу, а раковина означает пустую телесную оболочку.
Сами голландцы никогда не называли свои работы натюрмортами, да и термина тогда ещё не существовало. Словосочетание «мёртвая природа» совсем не подходило для этих полных жизни произведений. Их обозначали просто «цветы» или «завтрак» — в соответствии с подвидами жанра. Начиная с середины XVII столетия в Голландии распространяется уже знакомый нам термин stilleven.

Судьба жанра

После расцвета в Голландии XVII века натюрморт не раз переживал периоды подъёма и упадка. В XVIII столетии главным мастером этого жанра был французский художник Шарден. Как и малые голландцы, он блестяще передавал материал и фактуру вещей. Шарден всегда тщательно следил за свежестью фруктов и охотничьих трофеев, которые писал. Если его персики или зайцы начинали портиться, он тут же заменял их новыми. Даже самый «мёртвый» предмет у него кажется «живым», а манеру Шардена часто противопоставляют «бутафорским» фруктам его младшего соотечественника Сезанна.
В XIX веке жанр натюрморта переживает упадок и возрождается только на рубеже столетий. Постимпрессионистические натюрморты Сезанна выдержаны в ярких, но холодных и контрастных тонах. Яблоки, груши и другие фрукты на них выглядят застывшими, а фон — динамичным.
Натюрморты Сезанна во многом предопределили развитие жанра в XX веке. Его картины передают ощущение цельности и стабильности окружающего мира — идея, к которой будут тяготеть и от которой будут отталкиваться другие художники.
Каждое направление в искусстве трактовало натюрморт по-своему. Этот жанр прекрасно подходил для демонстрации особенностей стиля. В XX столетии натюрморт полюбили все: экспрессионисты, сюрреалисты, кубисты, представители поп-арта и абстрактного искусства.
Натюрморты современных художников-гиперреалистов больше похожи на фотографии, чем на живопись. Они отсылают к картинам-обманкам эпохи Ренессанса, а через них — к античной теории жизнеподобия в искусстве.

Понравилась статья?
О том, в чём смысл «Чёрного квадрата» Малевича, читайте здесь.
Далеко не все любят ходить на выставки, подолгу разглядывать полотна великих живописцев или раздумывать над значением работ современных художников. Слушайте подкаст нашего проекта, чтобы узнать, почему это нормально:

Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО