Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия «Евангелиона»

Культовое аниме, которое заворожило поколения своими глубокими смыслами и версиями сюжета — «Евангелион» Хидэаки Анно.
В нем философии больше, чем в некоторых трудах. Давайте разбираться, что к чему.
Время чтения — 7 минут

Немного о «Евангелионе»

«Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) — это популярное аниме, созданное Хидэаки Анно и студией Gainax. Оно было впервые выпущено в 1995 году и с тех пор стало одним из самых влиятельных и известных аниме в мире. «Евангелион» является не только механическим боевиком, но и глубоким философским и психологическим произведением.
Сюжет аниме рассказывает о группе подростков, пилотирующих боевые роботы (Евангелионы), чтобы защитить Землю от атак ангельских существ. Однако сюжет также фокусируется на внутренних конфликтах и психологических травмах главных персонажей, что делает аниме более сложным и глубоким.
Сериал был выпущен в нескольких версиях:
Оригинальный сериал (Neon Genesis Evangelion) — выходил с 1995 по 1996 год, включает в себя самую первую версию сюжета.
Evangelion: Death and Rebirth (с англ. — «Евангелион: Смерть и Возрождение») — два фильма, основанных на сериале «Евангелион». Первая часть — «Death» (с англ. — «Смерть»), представляет собой компиляцию 24 серий оригинала, вторая часть — «Rebirth» (с англ. — «Возрождение») практически дублирует более поздний фильм «Конец Евангелиона». То есть это пересборка с немного новым форматом повествования и новым концом.
«Конец Евангелиона» (англ. The End of Evangelion) — полнометражный аниме-фильм 1997 года, который стал новым прочтением концовки Евангелиона. Это буквально новые 25 и 26 серии, которые продолжают повествование оригинала.
Revival of Evangelion — еще раз пересобранные «Смерть и Возрождение» + «Конец Евангелиона». Еще одна сборка и прочтение сюжета.
Rebuild of Evangelion (букв. «Новая киноверсия Евангелиона») — общее название тетралогии анимационных фильмов, ставших ремейком сериала 1995 года «Евангелион». Выходили с 2007 по 2021 год и представляют собой полностью новую историю с отсылками на первую версию, нежели пересъемку.
А теперь, когда ты совсем не понимаешь что к чему, перейдем к философии.
«Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) (1995 - 1996)

Философия в Евангелионе

Гуманизмы
В аниме нашли отражение практически все философские концепции, связанные с человеком. Самое очевидное — гуманизм. Человечество в «Евангелионе» стремится выжить и победить ангелов. Это гуманистическая точка зрения: она о том, что человек — важное создание, необходимое для существования мира.
Но здесь можно увидеть и противоположную позицию - антигуманизм. Синдзи стремится к саморазрушению, Аска стремится к разрушению и агрессии, а Гендо стремится соединить все сознания в единое целое. Во всем этом видно отрицание ценности человеческой жизни. Когда Синдзи в одной из концовок решает, что человечество недостойно продолжать существовать, он как раз выступает как антигуманист.
Это еще не все -измы на сегодня. Следующий на очереди — постгуманизм. Это направление исследует, как человеческая природа меняется под влиянием технологий будущего. В аниме эта точка зрения проявилась в биороботах-евангелионах, с которыми сливаются пилоты, и в клонах. Клонирование человека оказывается вполне реальным в мире «Евы» — мы видим это на примере Рей. И это заставляет нас задуматься о том, что вообще такое человек и человечность. Когда маму Синдзи клонируют без ее души, — это человечно? Рей — человек? А Рей поздней версии, без эмоций и воспоминаний, — она кто?
И тут мы подходим к самому сложному из гуманизмов — ингуманизму. Это философская концепция, в которой человек как самосознающее существо важен, но он не исключителен. Вся «Ева» отражает эту позицию: люди влияют на окружающее, Синдзи вообще выбирает, чем все закончится. Но помимо людей есть Ангелы, вносящие свою лепту. Вместо каждого отдельного человека объявляется единая субстанция с единым сознанием вообще всех людей, и она тоже может жить.
Ужас и мир-без-нас
«Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) (1995 - 1996)
Современные философы из отряда спекулятивного реализма и объектно-ориентированной онтологии должны быть в восторге от «Евы». Потому что аниме наглядно показало все то, что они старательно описывают в своих книгах на примере Лавкрафта.
Взять хотя бы то, что Ангелы оказываются для человека непостижимыми. Их мотивы непонятны, их формы неясны, их сила огромна и пугающа. Поэтому человечество боится ангелов — ведь оно не может их познать.
Это тот самый ужас непостижимого, который описывают философы Юджин Такер, Дилан Тригг и Грэм Харман. Ужас перед запредельным и бесконечно непонятным. Как перед экзаменом по философии, к которому надо выучить 100 билетов, а ты все еще не разобрался с бытием.
Мир-без-нас — это концепция, в которой люди оказываются не нужны миру. Потому что они в нем не центральные или, по крайней мере, не единственные важные фигуры. Но факт остается фактом: мир прекрасно будет существовать и без людей.
Ангелы в «Еве» выступают акторами мира-без-нас. По одной из версий, они стремятся уничтожить человечество, чтобы остаться главной формой жизни. Если бы они победили — так бы и было.
Если бы человечество осталось в состоянии слияния, это тоже был бы мир-без-нас или мир-после-нас. Сознательная жижа, включающая сразу всех, была бы новой формой жизни.
Погрузился в весь ужас философии? Не бойся, мы готовы облегчить твое положение и объяснить простым языком, что происходит в современной философии. Все это найдешь в саммари «О чем говорит современная философия». С промокодом BLOG30 все ответы на насущные вопросы бесплатны на 30 дней.
Тут поделились, что такое философия ужаса:
«Философия ужаса»
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ