Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему мы неправильно понимаем «Повелителя мух»?


Рассказывает Екатерина Смоленская 

В любой книге каждый видит что-то свое. Для кого-то «Повелитель мух» — это история об озверевших детях, для кого-то — о попытке построить цивилизованное общество.

Но какой смысл закладывал в свой роман Уильям Голдинг? И почему его нельзя полностью понять, не зная библейских текстов? 


Как появился роман?


Уильям Голдинг написал роман «Повелитель мух» в 1954 г. как своеобразный ответ на другой известный английский роман-робинзонаду — «Коралловый остров» Роберта Баллантайна, вышедший почти на 100 лет раньше. Декорации и сюжет двух книг сильно перекликаются, только вот концовка у Голдинга другая. Ему показалось неубедительным, что герои умудряются сохранить рациональность и выстроить некое подобие общества на райском острове, поэтому в его исполнении история превращается в антиутопию.
Ее сюжет прост: дети оказываются на необитаемом острове без взрослых и пытаются основать цивилизованное общество, но у них нет ни знаний, ни навыков управления. Все это приводит к тому, что они звереют и превращаются в племя дикарей. Но что скрывается за этой историей?

Что хотел сказать автор?


Голдинг выстраивает в романе дополнительный уровень смысла, который раскрывается через набор символов и аллегорий. Аллегория — это художественный образ, который отсылает к определенному понятию. Раскрывается она всегда однозначно: по тексту всегда ясно, что именно значит аллегория. Так построены, например, басни. У символа же масса смыслов, и однозначно понять его нельзя.

У Голдинга эти приемы в основном отсылают к религиозно-философскому контексту, который всегда интересовал писателя. Эта тема задается еще в названии романа: Повелитель мух — это не просто мертвая голова свиньи, облепленная насекомыми, а Вельзевул, князь демонов из Нового Завета, которого часто отождествляют с дьяволом. Его дьявольскую природу раскрывает фраза, которую Повелитель мух говорит Саймону: «Никто тебе не поможет. Только я. А я — Зверь». Зверь — одно из имен Сатаны.

Герои


Идола Повелителя мух создает Джек: он устанавливает череп свиньи на палке в знак победы над лесом. Вокруг Джека объединяются в племя мальчики из церковного хора, и именно им первым отказывает разумность и нравственность.

Их лидер оказывается антагонистом. Даже его внешность неслучайна: рыжеволосые люди с веснушками — узнаваемый образ в мировой культуре. Чаще всего это трикстеры: таких персонажей нельзя назвать злыми или добрыми, они скорее идут наперекор установленным правилам. Трикстеры несут хаос и искушают: такими были бог Локи, Мефистофель, Азазелло и множество других. Джек тоже искушает свое племя: он учит мальчиков убивать — сначала в «гастрономических» целях, а потом и для сохранения власти.

Внешность героев в «Повелителе мух» часто оказывается проявлением их внутренних качеств. Так, красивый, светловолосый Ральф становится олицетворением «света разума». Именно он впервые использует в качестве горна морскую ракушку, ставшую символом надежды и единения. Однако он неспособен руководить в одиночку: ему помогает рассудительный Хрюша — именно он и учит Ральфа пользоваться ракушкой.

Внешний вид Хрюши, его физическая неподготовленность и плохое зрение делают его уязвимым. Несложно догадаться, что именно этот герой станет изгоем. При этом Хрюша — самый умный член маленького общества, его знания не раз выручают ребят. Его очки символизируют прозрение, разум, а также помогают разжечь огонь.

Огонь тоже становится многозначным символом. Джек, преследуя Ральфа, поджигает остров и уничтожает любую возможность жизни на нем, но именно этот страшный пожар привлекает внимание команды корабля, и оставшихся мальчиков спасают. Получается, что злодеяние Джека в итоге приводит к добру. Именно так зачастую объясняют, почему злой дух-дьявол живет в мире, созданном всемогущим Богом: он включен в его изначальный замысел и все равно работает на общее мировое благо.

Еще один герой, Саймон, воплощает сразу две библейские фигуры — Иисуса Христа и апостола Петра, которого первоначально звали Симон (имя Пётр произошло от прозвища, которое ему дал Иисус).


Разговор Саймона с Повелителем мух — своеобразная отсылка к сцене искушения Христа в пустыне. Зверь заявляет, что он «неотделимая часть» его самого. Эта фраза перекликается с другим известным изречением, принадлежащим Ф. М. Достоевскому: «Дьявол с Богом борется, и место битвы — сердца людей». Зло заключено в нас, но человек сам решает, кто победит.

Добро в этой книге — это человечность и способность сохранить ее даже в невероятных условиях. Зло же воплощено животным началом: оно деструктивно влияет на мальчиков, уничтожает их моральные принципы.

Автор ничего не хотел сказать?


Существуют и другие интерпретации романа. Например, некоторые исследователи используют психоаналитический подход, где акценты сделаны на пробуждении в героях бессознательного, инстинктивной составляющей, и т. д.

Зачастую в тексте можно найти смыслы, которые автор в него не закладывал. Литературовед и философ Ролан Барт в эссе «Смерть автора» предлагает именно такой подход, в котором произведение рассматривается отдельно от создателя: его личность, жизнь и взгляды отходят на второй план.

Конечно, «Повелителя мух» интересно читать, даже не зная, кто такой Вельзевул. Но изучение разных трактовок, в том числе авторской, необязательно ограничивает: напротив, это может помочь нам шире взглянуть на произведение.

А вас впечатлил этот роман? Как вы его поняли?


Чтобы понять, что хотели сказать ваши любимые авторы, смотрите нашу подборку курсов для тех, кто убегает от реальности в книжные миры:

  • История литературы за 24 часа
  • Научная фантастика
  • Утопии и антиутопии

Забирайте подборку по ссылке!