Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Почему окно Овертона — это миф?

Автор: Дарья Зуева

Вы наверняка слышали об окне Овертона: так называют метод воздействия на общественное сознание, который должен расширять границы приемлемого. Зачем? Чтобы внедрять деструктивные идеи. 

Миф об окне Овертона долгое время существовал в маргинальных сетевых сообществах, но постепенно стал использоваться и на федеральных каналах. Конечно, его не обошел стороной Никита Михалков в своей авторской программе «БесогонTV». Попробуем разобраться, о чем на самом деле концепция окна Овертона и как она стала одним из главных мифов современной пропаганды.

Как сделать каннибализм нормой?

В 2010 г. Гленн Бек опубликовал книгу, которая так и называлась — «Окно Овертона». В ней появляется мифологическая «страшилка»: некие злые силы и тайные властители мира целенаправленно превращают людей в зомби, для которых не существует никаких социальных и моральных норм. Классический пример того, как с помощью окна Овертона можно сделать приемлемым каннибализм, описал блогер @zuhel еще во времена «Живого Журнала».

В культуре каннибализм — это табу. Но если постепенно вводить эту тему в обсуждение — пусть даже критическое — можно поэтапно перевести ее из разряда табу в разряд возможного, а затем нормального и даже обязательного. Сначала люди будут противиться этой идее, но, если приложить необходимые усилия, каннибализм станет новой нормой.

Как это сделать? В 2011 г. американский христианский активист Джо Картер опубликовал статью «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов».

  1. Найти маргинальную группу людей, для которой внедряемая идея покажется нормальной. Так из немыслимой она превращается в радикальную.
  2. Сделать радикальное приемлемым. Для этого нужно сменить термины: например, назвать каннибализм «антропофагией».
  3. Приемлемое сделать разумным. Например, найти объяснение, почему каннибализм — это нормально: так поступали наши предки, каннибализм распространен среди животных, это заложено природой и т. д.
  4. Сделать идею популярной: рассказать, что некоторые из великих людей были каннибалами.
  5. Закрепить новую норму в законе.

Джо Картер считал, что использование окна Овертона привело к увеличению числа атеистов и законодательному закреплению права на аборт.

Кем был настоящий Овертон?

Джозеф Овертон, наверно, очень бы удивился, узнав, что его технологию можно использовать для легализации каннибализма. Он умер в 2003 г., и концепция развивалась без его участия.

Джозеф Овертон был политтехнологом, но никакого «окна» в привычном для нас смысле не изобретал. Он говорил, что есть окно политических возможностей — набор представлений и ценностей, которые уже существуют в обществе.

Все мнения можно представить в виде шкалы, где по краям расположены самые радикальные идеи. Между ними есть отрезок с мнениями, которые считаются наиболее приемлемыми в данный момент. По разным причинам он смещается влево или вправо. Этот отрезок и есть окно политических возможностей. С ним должен считаться любой политик, так как искусственно расширить окно нельзя. Общество примет только ту идею, к которой будет готово.

Джозеф Овертон давал наставление политикам: не нужно рисковать и предлагать непопулярные идеи. Все это прямо противоположно тому, что под окном Овертона подразумевают сейчас.

Зомби среди нас?

Этот миф — часть целого конспирологического направления: якобы ЦРУ, рептилоиды или масоны массово зомбируют население. Неясно, как этот процесс возможен технологически, но идея зомбирования может быть очень удобным инструментом в споре. Мы называем своего оппонента зомби, которому «промыли мозги», и тем самым не просто обесцениваем его слова, а лишаем статуса человека. В этом кроется главная опасность мифа об окне Овертона.

Представление о зомби пришло к нам из культуры вуду. Зомби — тот, кто полностью потерял контроль над своими мыслями и слепо подчиняется приказам извне, а значит, не считается субъектом. Впервые проблема субъекта появляется в философии Нового времени благодаря Рене Декарту. Он считал, что субъект — это тот, кто способен мыслить. Значит тот, кто не мыслит, лишается субъектности, и его мнение ничего не стоит. В споре с ним можно не приводить никаких аргументов: он не является человеком в полной мере и заслуживает соответствующего отношения.

Парадоксально, но люди обычно не боятся, что их будут зомбировать. Они страшатся за окружающих. Каждый отдельный человек думает, что его ценности незыблемы, а вот другие люди — слабые и внушаемые. Этим недоверием часто прикрываются псевдоконсерваторы, когда отвергают неудобные мнения и называют их вредными, аморальными и подрывающими устои.

Как на самом деле меняются ценности?

Сегодня концепция окна Овертона считается ненаучной по ряду причин. Прежде всего, популярная версия этой концепции противоречит признанной в научном сообществе теории фреймов.

Люди взаимодействуют друг с другом каждый день, и в процессе возникают устойчивые нормированные практики или фреймы. Возьмем фрейм «поход в музей». Мы знаем, что в музее нам следует вести себя определенным образом: тихо говорить, сдавать куртку в гардероб, не трогать экспонаты. Этого требует фрейм.

Согласно теории фреймов, нормы вырабатываются самими участниками, а не тайным мировым правительством. Кроме того, человек участвует в огромном количестве взаимодействий. Даже если в них есть нечто общее и устойчивое, мы вынуждены признать: универсальных ценностей и решений не существует.

Современные социологические исследования показывают: фундаментальные ценности общества меняются очень медленно. Это сложный процесс, на который не могут повлиять СМИ и политтехнологи в несколько простых этапов. Новые ценности появляются при смене поколений, при значительном повышении или снижении качества жизни и уровня дохода, при потрясениях и катаклизмах. И главное: общество неоднородно, поэтому ценностные изменения редко затрагивают всех одновременно.

Почему мы верим в подобные мифы?

Теория окна Овертона кажется рабочей, потому что мы действительно наблюдаем оба процесса: трансформацию ценностей и изменение общественной повестки. Но не повестка влияет на ценности. Все происходит ровно наоборот: сначала меняется норма, а потом начинается общественное обсуждение. Попробуйте всерьез поговорить о легализации каннибализма сегодня. В этой дискуссии никто не захочет участвовать, и границы допустимого останутся на том же месте.

Миф об окне Овертона учит нас тому, что вера в конспирологические теории часто лишает человека способности к критическому мышлению — быстрее, чем спецслужбы и масоны. Важно помнить: одна теория не может объяснить весь сложный и многообразный мир. А миф нужен для чего угодно, кроме обсуждения реальности.

Чтобы не попасться на уловки конспирологов, нужно обладать навыками критического мышления: анализировать информацию, отбирать источники, проводить логическую проверку. Философия — отличный способ развить критическое мышление и научиться отличать научные идеи от лженаучных. Если вы только начинаете свой путь в философии, вам поможет курс «Вся история философии».

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт 
МНЕНИЕ