Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Сонечка Мармеладова была святой, а не блудницей?

Среди героинь Достоевского Сонечка Мармеладова занимает особое место. Говоря о женских персонажах этого автора, мы зачастую вспоминаем более эпатажных героинь. Так, Настасья Филипповна и Грушенька с дьявольской сноровкой влюбляли в себя мужчин, играли их чувствами и доводили до нервного срыва. #АвторКириллСивков

Сонечка — совершенно иной персонаж. Она показана кротким существом, ее желания и жизненные цели незамысловаты. Попробуем разобраться, зачем Достоевскому нужна эта героиня и какие идеи он хотел выразить через ее образ.

Почему Сонечка Мармеладова была святой, а не блудницей?


Среди героинь Достоевского Сонечка Мармеладова занимает особое место. Говоря о женских персонажах этого автора, мы зачастую вспоминаем более эпатажных героинь. Так, Настасья Филипповна и Грушенька с дьявольской сноровкой влюбляли в себя мужчин, играли их чувствами и доводили до нервного срыва. #АвторКириллСивков

Сонечка — совершенно иной персонаж. Она показана кротким существом, ее желания и жизненные цели незамысловаты. Попробуем разобраться, зачем Достоевскому нужна эта героиня и какие идеи он хотел выразить через ее образ.


Судьба Сонечки


Жизни Сонечки вряд ли можно позавидовать. Она родилась в семье обыкновенного чиновника, который постоянно пьет. Когда ей было 14 лет, отец женился второй раз. Супругой стала Катерина Ивановна – вдова с тремя детьми на руках, больная чахоткой. Денег семье постоянно не хватает, и Сонечка пыталась заработать шитьем: за это платили совсем мало, а один раз даже обманули, ничего не заплатив.

Соне постоянно достается от мачехи, которая, по словам Мармеладова, великодушна, но имеет вспыльчивый нрав. Да и как его не иметь, когда дети постоянно голодны, муж пропивает последние деньги, а чахотка съедает все силы?

Именно мачеха сгоряча предлагает Соне заняться постыдной работой – и та подчиняется. Первый гонорар девушки составляет 30 рублей – огромная сумма по тем временам. Но для Достоевского здесь важна не достоверность, а само число: оно отсылает к евангельскому сюжету, когда Иуда продает Христа за 30 сребреников. В тот день Соня продает себя, свои убеждения, став блудницей.

Когда девушка отдает эти деньги Катерине Ивановне, та падает на колени и целует ноги падчерицы. Это перевернутая евангельская сцена, когда к Христу приходит грешница и начинает омывать его ноги слезами, а тот прощает ей все грехи: «Женщина встала сзади у ног Иисуса и, плача, обливала Его ноги слезами. Она стала вытирать Ему ноги своими волосами, целовала их и натирала ароматическим маслом». Таким образом, Достоевский показывает: Сонечка согрешила, но на ней нет греха.

Она не держит зла на то, что жизнь обошлась с ней несправедливо. Здесь тоже можно увидеть мотив мученичества. В этом контексте Сонечка Мармеладова распята между грехом и святостью.


Душевные качества Сони


С самого начала автор подчеркивает, что перед нами совершенно кроткое существо. Соня готова отдать родным последнее, что у нее есть. Так, Мармеладов спокойно забирает деньги у дочери, чтобы похмелиться, и здесь опять появляется то символическое число: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…».

Значимы для раскрытия образа Сонечки и ее портретные характеристики. Достоевский подчеркивает худобу, бледность девушки, говорит, что героиня в свои 18 лет выглядит гораздо моложе, практически как ребенок. В мире писателя это значимая примета: дети ассоциируются с чистотой, наивностью, кротостью, которая приближает их к святости. Поэтому слеза ребенка в творчестве Достоевского имеет такую высокую цену.

Но девушка полностью преображается, когда начинает читать «Евангелие»: «…голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось», «…голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его». Вера дает ей силы, чтобы жить, и эту веру она боится потерять больше всего, потому что кроме нее у Сони ничего нет.


Сонечка как альтер эго Раскольникова


Когда Раскольников вместе с Соней читает притчу о воскрешении Лазаря, Достоевский пишет: «Убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением великой книги». Сознание греха и сводит их вместе — а потому Раскольников так тянется к девушке. Именно ей он первой расскажет об убийстве. После недельного знакомства Родион проникается к Сонечке доверием, чувствует, что она сможет понять его и даже помочь.

Так и получается: героиня становится его путеводной звездой. При этом отношение Сонечки и Раскольникова к преступлению принципиально различно. Если девушка совершает грехопадение из-за нужды, то Раскольников — нет. Да, он уверяет, что преступил закон ради мамы и сестры, которые нуждаются в деньгах. Однако герой делает это из эгоистических побуждений, чтобы доказать свою концепцию о «властелинах мира» и «дрожащих тварях».

Именно Соня помогает Раскольникову набраться мужества и признаться в своем преступлении. Она показывает молодому человеку, что любой, даже самый тяжкий грех можно искупить. Об этом и повествует притча о Лазаре: можно начать с чистого листа, но нужно пройти путь покаяния. Этим покаянием для Раскольникова становится каторга, куда Соня пойдет вслед за ним.

В этом поступке есть глубокий смысл: без нее Родион не справился бы с испытанием каторгой. Достоевский показывает это в эпилоге романа: когда Раскольников и Соня понимают, что любят друг друга, главный герой преображается: его перестают терзать неразрешимые сомнения, он начинает жить. В романе об этом говорится так: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Зачем это было нужно Достоевскому?


На протяжении всего романа нам показан путь двух людей, которые пытаются искупить свою вину. Духовное перерождение персонажа – одна из главных тем в творчестве Достоевского. Оно не мыслится без приобщения к духовным истинам христианской культуры. Такое миросозерцание формировалось у Достоевского на протяжении всей жизни.

Немаловажную роль в этом процессе сыграл личный опыт, т.к. писатель сам провел на каторге 4 года. Единственной книгой, которую он мог там читать, стало «Евангелие». Религиозное чувство Достоевского неразрывно связано со страданием. По мысли автора, именно через страдание и веру в бога человек может очиститься от греха. Этот путь проходит Сонечка, а затем помогает пройти его Раскольникову.

А что вы думаете о Соне Мармеладовой? Как вам кажется, насколько в романах Достоевского важны женские персонажи?

Жизнь Сонечки полна страданий, но ей удается справиться с несправедливостью и жестокостью мира при помощи веры. Это то, чего будет лишена Настасья Филипповна из «Идиота».

Достоевский внимательно прописывает психологический портрет каждого героя, создавая очень яркие и почти осязаемые образы. Узнайте больше об особенностях его произведений на нашем курсе «История русской литературы»!
ЛИТЕРАТУРА