Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Существует ли женская литература?

Хотя может показаться, что мы уже достигли равенства между мужчинами и женщинами, в обществе все еще существует множество гендерных стереотипов и предрассудков. Женщин часто недооценивают, в том числе в литературе. Несмотря на то что история знает множество выдающихся писательниц и поэтесс, кто-то по-прежнему считает, что женщины пишут только любовные романы и иронические детективы, а настоящую литературу творят мужчины.


Но что такое «женская литература»? Существует ли она вообще или у писателя не может быть гендера? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Автор: Кирилл Сивков

Женщины в литературе


Вопрос о женской литературе возникает с того момента, как только литература начинает существовать. В разные эпохи он решается по-разному. 


Женская литература существовала на протяжении всей истории. Еще в Древней Греции женщины творили наравне с мужчинами: вспомните хотя бы Сапфо. Даже в Средневековье, когда женщины считались греховными по своей природе существами, они могли писать, а среди аристократок занятие литературой даже поощрялось. Среди писательниц того времени — Юлиана Нориджская и Кристина Пизанская, писавшая стихи и трактаты о роли женщины в жизни общества. 

В эпоху Возрождения появляются возвышенные женские образы Беатриче, Джульетты, Офелии. В литературе женщин воспевали как недостижимый идеал, хотя их положение в обществе в то время было не лучшим. Их не воспринимали всерьез, и, несмотря на то что они занимались писательским творчеством и тогда, на слуху у нас в основном имена писателей-мужчин. 

В эпоху Просвещения ситуация не стала лучше. Хотя тогда были распространены идеи о всеобщем образовании и свободе, в «Декларации прав человека и гражданина», одном из главных документов эпохи, ни слова не было сказано о женщинах. Формально они были равны мужчинам, но на деле оставались все так же бесправны. 

"Беатриче", Данте Габриэль Россетти (фрагмент)

Мужские псевдонимы


Чтобы избежать предубеждения, женщинам приходилось называть себя мужскими именами. Под мужскими псевдонимами публиковались Амандина Дюпен, которую мы знаем как Жорж Санд, Мэри Энн Эванс, известная как Джордж Элиот, сестры Бронте и др.

Традиция мужских псевдонимов сохраняется до сих пор.

Вспомним, например, Джоан Роулинг: некоторые ее книги вышли под именем Роберта Гелбрейта, а на обложке «Гарри Поттера» ее имя сократили до инициалов, чтобы нельзя было понять, мужское оно или женское.

По сей день многие считают, что настоящую прозу может создать только мужчина. Некоторым мужские романы кажутся более продуманными и интеллектуальными, тогда как женская проза ассоциируется с дешевыми любовными историями в мягкой обложке.

Характерно, что за женской литературой в современной критике закрепились такие определения: дамская беллетристика, второсортный любовный роман, лавбургер, розовый роман и т. д.

А что в России?


В 1805 г. в «Вестнике Европы» появилась шуточная статья, в которой утверждалось, что если женщина будет поймана за написанием метафизического или философского романа, то она будет осуждена на три месяца полоскания белья и мытья посуды. Женское писательство тогда воспринималось как совершенно несерьезное занятие, но женщины были не согласны с таким положением вещей.

Именно тогда в России появилась первая профессиональная писательница, Анна Бунина. Ее первый стихотворный сборник «Неопытная муза» сразу приобрел поклонников, а императрица Елизавета Алексеевна назначила Буниной ежегодную пенсию в 400 рублей.

В XX в. в русской литературе появилась целая плеяда женских имен: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Лидия Гинзбург, Ольга Берггольц и т. д. Но и здесь все было не так просто.

Например, Ахматова не любила слово «поэтесса» и предпочитала называть себя поэтом. Отношение к женщинам в литературе по-прежнему не было серьезным — приходилось отстаивать свои права на полноценное существование в литературном пространстве.

Однако даже среди женщин не было единства в восприятии женской роли в литературном процессе.

Например, Гиппиус не только использовала многочисленные мужские псевдонимы и писала стихи от лица мужчины, но и считала, что мысли, высказываемые женщинами, как правило, банальны и скучны. 

Жорж Санд

Что такое женская литература?


В современном литературоведении нет единого мнения по поводу женской литературы. Более того, нет даже устоявшегося термина. У всех на слуху такие определения, как «женская проза» или «женская поэзия». Под ними, как правило, подразумевают литературу, написанную женщиной о женщине. Но многим ученым такое определение кажется неуместным. Действительно, нет же в науке такого понятия, как «мужская проза»

Ученые пытаются ответить на вопрос: чем именно женская литература отличается от мужской, если такое отличие есть? При этом необходимо найти надежный критерий оценки, который мы могли бы назвать объективным. Для ряда исследователей таким критерием становится проблематика. Так, И. Савкина говорит о женской литературе как о «проявлении гендерномотивированного женского коллективного сознания».

Возьмем, к примеру, произведения Ахматовой, Цветаевой, Толстой, Петрушевской, Улицкой. Трудно не заметить, что в своем творчестве они воссоздают «мир женщин». Но, при том что нам показываются женские переживания, мы не можем не заметить психологизма, виртуозной языковой игры, многоуровневости отсылок. То есть по интеллектуальному уровню женская литература нисколько не уступает мужской — разница только в оптике. 

Анна Ахматова

Эту оптику сейчас изучает особая дисциплина, которая называется феминистикой. Согласно А. Кукес, в ее рамках постулируется два факта:

1.Мужчины и женщины как объекты исследования равны, а значит, оценочности в определении «женская литература» нет.

2.Предметом искусства является уникальный жизненный опыт. Этот опыт у мужчин и женщин разный. Поэтому литературу можно разделить по гендерному признаку.

Таким образом, большинство исследователей приходит к выводу, что разница между мужской и женской литературой существует. Эта разница не должна как-либо оцениваться. Женские проза и поэзия равны мужским по качеству, но предметом их исследования, как правило, становятся другие сферы жизни.

О том, какую роль сыграли женщины в литературе, истории и науке, мы рассказываем на курсе «История великих женщин: от Клеопатры до Мадонны». Вы узнаете, откуда взялись гендерные стереотипы, разберетесь в истории феминизма и поймете, за что на самом деле сражаются женщины.

  • Доступ навсегда
  • Старт в любой момент
  • Курс ведет Аркадий Романов, историк

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт 
ЛИТЕРАТУРА