MBTI — типология, набравшая невероятную популярность среди зумеров. О четырех заветных буквах спрашивают почти так же часто, как о знаке зодиака. Что это за система, разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Семейное дело
Myers-Briggs Type Indicator, точнее, его прототип появился в 1942 году и был основан на идеях Карла Юнга. Его разработала Кэтрин Бриггс, а позже его усовершенствовала и расширила ее же дочь Изабель Майерс-Бриггс. Семья решила коммерциализировать классификацию и приступила к исследованиям, выявляющим личностные предпочтения человека в работе.
MBTI описывает положение человека на шкале четырех основных функций: экстраверсия/интроверсия, ощущение/интуиция, рациональность/чувства, суждение/восприятие. Ощущение (S) говорит о том, что человек воспринимает информацию через детали, а интуиция (N) — что через общий план. Рациональные люди (N) руководствуются фактами, а те, кто опирается на чувства (F) — эмоциями. Люди, склонные к суждению (J), предпочитают строить планы, а склонные к восприятию (Т) — импровизировать.
Таким образом, аббревиатура из четырех букв показывает положение человека на каждой из этих шкал. Итого получается 16 комбинаций — 16 типов личности.
Благодарная публика
Ни Кэтрин, ни Изабель не имели к психологии или психиатрии прямого отношения. Прототип MBTI использовался во время Второй мировой войны: секретные службы США попытались приспособить его под поиск шпионов, подходящих под каждую конкретную операцию. Однако они пришли к выводу, что ловкость и хитрость каждого агента нельзя определить с помощью теста. Опросник был впервые опубликован в 1962 году, но обрел популярность только в 80-е.
Когда на Уолл-стрит пошли разговоры о том, как важен характер сотрудника при найме, настал звездный час MBTI. Рекрутеры просили кандидатов пройти тест, чтобы понять, в чём сильные стороны соискателя и насколько он подходит на конкретную должность. Особенно опросник оказался удобен в корпорациях, где найм сотрудников поставлен на поток, а теперь еще и почти полностью автоматизирован.
Критика типологии
Еще в 60-е методисты высказали свое сомнение в эффективности типологии. ETS — организация, разбатывающая стандарты для тестов при приеме в университеты США — заметили, что примерно в половине случаев тест дает другой результат при его повторном прохождении.
Как и любую типологию, MBTI критикуют за недостаточное количество учтенных черт личности. Например, нет шкалы, отвечающей за уровень усвоения человеком социальных и этических норм, уровень его конформизма. Учитывая, что тестом широко пользуются HR-ы, типология также не затрагивает вопрос лояльности месту работу и коллективу.
Тем не менее, опросник по-прежнему остается одним из самых обширных и подходит для первичного отбора кандидатов при автоматизированном найме.
Тем не менее, опросник по-прежнему остается одним из самых обширных и подходит для первичного отбора кандидатов при автоматизированном найме.