Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Разбор картины Эдгара Дега «Хлопковая контора в Новом Орлеане»

На самых знаменитых полотнах Дега изображал танцовщиц. Французский импрессионист был без ума от пачек и пуантов. Писали ли он что-то еще? В статье мы разберем картину, на которой нет ни одной прекрасной дамы — только мужчины и хлопок.
Время чтения: 2 минуты.

Деньги делают деньги

Дега написал «Хлопковую контору в Новом Орлеане» в 1783 году, когда отправился в путешествие из Франции в Америку. Эдгар навещал родного дядю Мишеля Мюссона, который жил и вел бизнес в крупном портовом городе, где вовсю шла торговля. «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка» — так отзывался Дега о Новом Орлеане.
В то время французские художники обычно не поднимали тему рабочей рутины. Дега сыграл на контрасте и в 1878 году продал картину за 2000 франков Музею изящных искусств в городе По. Это была его первая крупная сделка, которая стала важным шагом к финансовой независимости. До этого Дега содержали влиятельные родители, представители аристократии.
Э. Дега. Автопортрет, 1854—1855 гг.

Дело семейное

Посмотрите на картину и скажите, где владелец конторы? Он сидит на переднем плане в очках и внимательно разглядывает кусочек хлопка. Перед вами сам Мюссон. Остальные герои сюжета — тоже родственники Дега. Мы видим будний день в офисе семейного брокерского бизнеса.
Лица мужчин не выражают напряженности. Каждый занят делом, все участвуют в слаженном, как единый организм, рабочем процессе. Однако общая атмосфера умиротворенная и даже расслабленная.
О том, как изменялся импрессионизм и почему Дега причисляют к этому течению — в видео-саммари «История импрессионизма». Смотрите или слушайте фоном и получайте готовое мнение о художниках и их шедеврах. Не забывайте про бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30 и вводите его при регистрации.

Цвет

Это спокойное ощущение от картины возникает за счет нестандартных цветовых приемов. Дега собрал много детализированных объектов в единую структуру благодаря белому цвету. Хлопок, воротнички, газета, оконные рамы — мягкий оттенок становится связующим звеном.
Э. Дега. Набросок к картине «Хлопковая контора в Новом Орлеане», ок. 1873 года
Художественное решение отображает и цикл, который проходит хлопок: цветок становится изысканной одеждой. На контрасте с оттенками черного в тенях и костюмах героев автор использовал приглушенную, светлую палитру и теплые тона.
Дега удалось соединить искусство и коммерцию так же гармонично, как персонажей на холсте. Атмосфера места, где люди увлеченно и размеренно ведут бизнес, навсегда сохранилась в шедевре импрессионизма.
Эта картина Дега знаменита благодаря идеально выверенному балансу цветов и светотени. Как художники решают, какие цвета они хотят брать для своих сюжетов? Рассказываем в статье:
Как художники работают с цветом
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО