Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бал-маскарад в Опере» Мане: разбор картины

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты
Автор - Нэлли Кундрюкова

Принято считать, что художники из круга импрессионистов обходили стороной серьёзные сюжеты, а вместо этого предпочитали делать зарисовки из современной жизни Парижа, показывать беззаботных горожан, заниматься изучением света и цвета.

Но среди них были и те, чьи картины намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Например, Эдуард Мане. Я уже делала разбор его загадочного «Бара в Фоли-Бержер», а сегодня предлагаю вам взглянуть на его «Бал-маскарад в Опере». 

Предыстория
Мане хотел представить эту картину на Парижском салоне 1874 г., но ее отвергли, посчитав неподобающей. Для Мане это было не в новинку: он уже успел до этого вызвать скандал своими полотнами «Олимпия» и «Завтрак на траве». Но что могло возмутить жюри в «Бале-маскараде»?

Цвет
Прежде всего картина неприятно удивляет обилием черного цвета, который импрессионисты, как мы знаем, совсем не жаловали. Тем не менее здесь он занимает чуть ли не половину картины.


Почему? Мане изображает ровно то, что видит: на балы-маскарады того времени все мужчины надевали черные фраки. Черный цвет в одежде тогда вообще считался знаком современности. Заметьте, женщины тоже одеты по моде этого времени.


Что здесь происходит?
Перед нами разворачивается традиционный бал-маскарад в парижской Опере (к слову, сгоревшей дотла вскоре после написания картины). Мы видим общающихся дам и господ в вечерних туалетах, и эту черную толпу разбавляют пестро одетые фигуры, развлекающие гостей.


Подобные мероприятия тогда были крайне популярны – они обязательно упоминались в путеводителях 1870-х гг. Балы-маскарады изображали многие художники, а еще они становились объектами многочисленных карикатур.


И что тут возмутительного?
А для этого нам нужно изучить контекст. Балы-маскарады были очень популярным развлечением среди буржуазии – но не только потому, что это пышные светские мероприятия. У них был сильный эротический подтекст.


Они предоставляли полную свободу участникам. Скрывая свое лицо, можно было свободно флиртовать или искать себе спутников на вечер. Причем в этом участвовали как мужчины, так и женщины.

Обратите внимание, что на этой картине Мане изобразил как женщин в черных платьях и в масках, так и женщин в пестрых нарядах (одна из них без маски). Первая группа – респектабельные дамы, которые обязаны скрывать свое лицо. Вторая – женщины, которые предлагают свою компанию… как правило, за деньги.


Вы также могли заметить, что все мужчины здесь не носят маски. Ответ этому находим у Оноре де Бальзака, который остроумно замечает, что мужчины надевали маски только в случае, если были женаты и хотели «спрятаться» от своих супруг – или же хотели за ними прошпионить.

Что в итоге?
Современники видели в этой картине далеко не безобидное изображение веселящихся парижан. Перед нами праздник неприкрытой чувственности и гедонизма. Посмотрите на героев: всё их общение – это флирт и соблазнение.

Свешивающаяся ножка в светлом чулке в верхней части картины говорит нам ровно о том же. Скорее всего обладательница ножки привлекает внимание какого-нибудь господина. Здесь рождается интересная перекличка с картиной Жиро.


Иными словами, эта картина демонстрирует обратную сторону респектабельного парижского общества – его разнузданность, скрытую под маской приличия.



Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube

ЖИВОПИСЬ