Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл романа «Тихий Дон»

История поломанных судеб на фоне войны и революции. Эпопея, сопоставимая с «Войной и миром». Какие сюжеты и идеи хранит в себе роман Шолохова? Почему мы читаем его на уроках литературы? Разбираемся в этой статье.
Время чтения: 4 минуты.

Основной сюжет

Центральное место в романе отведено гражданской войне на Казанском Дону, но охватывает эта история как и более ранние, так и поздние события: отголоски Первой мировой войны и последствия кровавой революции. История Шолохова охватывает 10 лет: с 1912 по 1922 год.
На фоне исторических событий разворачивается сюжет, фокусирующийся на жизни Григория Мелехова — верхнедонского казака, за чьей жизнью и взрослением и следят читатели. Кроме него в романе есть три центральные семьи с хутора Татарского. Это три поколения Мелеховых, Астаховы и Коршуновы. Все они изменяются с течением времени: ожесточаются, ломаются, разрушаются и гибнут.
В повествовании время от времени появляются исторические личности того периода, реальные города и боевые части, описываются реальные столкновения армий и отрядов. Григорий поочерёдно проходит Первую мировую, потом мечется между красными и белыми, в итоге теряя семью и друзей.
«Тихий Дон» (1958), реж. С. Герасимов

Поиск места в истории

Если считать Григория Мелехова символической репрезентацией народа, то можно отметить важную деталь: он постоянно ищет своё место в жизни. Он отличается от других казаков тем, что пытается делать всё «по совести», но этого не позволяет ему жестокий ход истории. Подвиг, долг отчизне и семья — основа его мировоззрения, внутренний стержень, который поддерживает его в тяжёлые минуты.
В образе Григория можно найти отражение всего казачества, заброшенного в пекло войны. Он окружён несколькими сотнями персонажей — в романе их около семиста — и пытается следовать собственным идеалам и принципам. Этот поиск своего места в широком русле всемирной истории не приносит ему ничего хорошего, вся его жизнь катится под откос, а ценности, которые он находит по разные стороны баррикад — не выдерживают проверку временем.

Ужасы войны

Григорий описывает свою историю в годы восстания так: «От красных отбился, к белым не пристал». Он не смог найти нравственные установки, схожие с собственными моральными идеалами, ни в одном из противоборствующих лагерей. Как и другие персонажи, Григорий становится продуктом эпохи: ожесточённым войной, теряющим веру в добродетель человеком. После описанных событий Первой мировой он постепенно оправляется и начинает исцеляться, привыкает к быту и детям. Но тут наступает Донское восстание, которое мешает его восстановлению и перерождению. Его постепенно ломают смерти внутри семьи: отца, матери, жены и дочери. Аксинья, в которую он был влюблён долгие годы, тоже умирает на его руках.
«Тихий Дон» (1958), реж. С. Герасимов
Шолохов стремится точно описать эпоху, поэтому в его романе столько жестокости и насилия. Война и революция разрушают семьи, от дружбы и братства остаются только ненависть, неприязнь, тоска по погибшим и горькие воспоминания. Это отчетливо показано в мыслях старшего Мелехова, отца Григория: «семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. <...> Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения...».
Контрастны по отношению к жестоким картинам насилия и убийств сцены природы, всегда неповторимо новой и живой. Так внутри картины исторической катастрофы, изображенной «Тихим Доном», прорастает философская диалектика насилия над людьми и гармонии с природой.

Любовь и долг

Любовь Аксиньи и Григория проходит красной нитью через все четыре тома эпопеи. Она далека от наших современных представлений о счастье, потому что герои живут в строго патриархальном мире, где женщины не вольны выбирать, что с ними случится. Аксинья терпит побои мужа и мучается от любви Григория: сначала он активно ухаживал за ней, что грозило превратиться в скандал и навлечь позор на девушку, а затем и вовсе женится на другой, Наталье.
С Натальей у него складываются сложные отношения. Их связывает чувство долга: Григорию выбрали невесту родители, с чем он не спорил из-за традиционного семейного уклада — как сказал старший член семьи, так и будет. Наталья же была влюблена в него и тяжело страдала, когда он ушёл от неё к любовнице, Аксинье.
«Тихий Дон» (1958), реж. С. Герасимов
Они совершенно разные даже по описанию. Аксинья ассоциируется с огнём и страстью. Наталья — холодная, замкнутая. Она «расцветает» только после рождения детей, это очередная метафора цикла обновления, близости к природному началу. После очередной измены мужа она решается сделать аборт — и умирает. В этом событии заключена классическая для литературы той эпохи «семейная» мысль: долг превыше страсти. К этому добавляется идея о грехе самоубийства — Наталья пыталась покончить с собой, её история не могла закончиться хорошо с позиции христианской морали.
Запретная любовь Аксиньи и Григория — метафора. Вадим Кожинов пишет: «любовь Григория и Аксиньи и есть, если угодно, революция, одно из ее воплощений». Они открыто живут вместе, что навлекает позор на оставленные ими семьи, особенно на Наталью. Шолохов описывает её при встрече с Аксиньей: «вот она — законная брошенная жена — стоит перед ней приниженная, раздавленная горем...»
Выбор между страстью и долгом — краеугольный камень романа. Это дихотомический вопрос, потому что с выбором чего-то одного не происходит счастливого финала — этот финал нужно заслужить проверкой временем. А оно-то и беспощадно к героям.
Невозможно прочитать «Тихий Дон» за одну ночь, но за это время возможно подготовиться к экзамену по литературе с саммари «История русской литературы». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Любовь и трагедия идут рука об руку в русской литературе. Рассказываем подробнее о печальной судьбе главной героини «Грозы» Островского:
Почему Катерина из «Грозы» Островского была обречена?
ЛИТЕРАТУРА