Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Коварный гендер: ключевые идеи Джудит Батлер

Джудит Батлер — феминистка, исследовательница и философ, чьи работы перевернули представления о гендере. По сей день она продолжает академическую карьеру и, возможно, издаст еще не одну книгу. О ее прошлых работах рассказываем в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Кто это?

Джудит Батлер — видный американский философ, гендерный теоретик и профессорка, внесшая значительный вклад в философию, феминистскую теорию и гендерные исследования. Она родилась в 1956 году в Кливленде, штат Огайо, получила образование в Йельском университете, где защитила диссертацию в области философии.
Батлер наиболее известна своей книгой 1990 года «Гендерное беспокойство» (Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity), которая оказала глубокое влияние на гендерные исследования и феминистскую теорию. В этой работе она критикует традиционные представления о гендере, утверждая, что гендерная идентичность является сложной и динамичной конструкцией, а не фиксированной категорией. Батлер выступает против идеи о том, что биологический пол определяет гендерную идентичность, утверждая, что гендер — это скорее производство социальных норм и дискурсов.
Её теория перформативности гендера, которая предполагает, что гендерные роли создаются через повторяющиеся акты (перформативы), а не являются врожденными или естественными, стала одной из ключевых концепций в гендерных исследованиях. Эта идея оказала значительное влияние на понимание гендерной идентичности и сексуальной ориентации в современных обществах.

Новаторство Батлер

Ключевые идеи её работ оказали глубокое влияние на современное понимание гендера, сексуальности и идентичности.
Перформативность гендера: одна из самых известных концепций Батлер заключается в том, что гендер не является врожденным или естественным, а скорее создается через повторяющиеся социальные акты и поведение. Эта идея перформативности гендера предполагает, что гендерные идентичности формируются через повторяющиеся перформативы, которые воспроизводят и укрепляют социальные нормы.
Критика бинарности гендера: Батлер выступает против традиционных представлений о гендере (мужской/женский), утверждая, что такие бинарные категории ограничивают понимание человеческого опыта и идентичности. Она призывает к более гибкому восприятию гендера.
Связь между властью и идентичностью: Батлер также исследует, как социальные и политические структуры влияют на формирование гендерных идентичностей. Она анализирует, как власть и дискурс формируют наши представления о себе и о других, и как это влияет на социальное восприятие и отношения.
Квир-теория: Батлер считается одной из основоположниц квир-теории, которая критикует нормативные представления о сексуальности и гендере. Её работы способствовали развитию идей, оспаривающих традиционные взгляды на сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.

Гендер и политика

В гендерных исследованиях и изучении власти Батлер опирается на две видные фигуры. Первая — Мишель Фуко. Он заявил, что природа власти гораздо более фундаментальна, гораздо менее устроена явным, каким-то вертикальным способом — власть окружает нас со всех сторон. Власть, наиболее фундаментальная, навязывает нам то, как мы самих себя определяем. Батлер убеждена, что человек, который, например, родился белым мужчиной, по мнению общества может пережить только один сценарий — сценарий белого мужчины. В этом тоже проявляется власть социума и давление, оказываемое на человека и его право на самоопределение.
Вторая фигура — автор теории речевых актов Джон Остин. Он заявил, что на самом деле при помощи языка мы можем делать гораздо больше, чем просто общаться. Например, идет судебное заседание, судья провозглашает приговор, и зачитывание приговора — это нечто большее, чем просто обмен информацией. Это создание некоего события, прецедента, то есть, пока судья не произнес те или иные слова, приговор не вынесен, и человек считается невиновным.
Перформативная теория гендерной идентичности рассматривает навязывание людям гендерных ролей так же, как вынесение приговора судьей — это не просто слова, а ритуал, вслед за которым меняется действительность. Подобными ритуалами по мнению Батлер являются общественные высказывания с гендерными стереотипами: «Не реви, ты же не девчонка!», «Не дерись, ты же не мальчик!» и т.д. Эти ритуалы — перформативы — давят на каждого так часто, что его гендер ему в итоге навязывается. Задача каждого индивида состоит в том, чтобы взращивать в себе свободу и силу для самоопределения гендера без оглядки на общество.
Сейчас главное, что на вас давит, это сессия? Получите готовые ответы к экзамену в саммари «Философия: главные имена, школы, идеи» и отдыхайте со спокойной душой. А по промокоду BLOG30 вы получите бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
Об истории феминитивов в русском языке читайте здесь:
Как появились феминитивы?
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ