Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия «Истории игрушек»

Почти тридцать лет назад студия Pixar показала нам, чем на самом деле занимаются игрушки, когда люди на них не смотрят. Истории, рассказанные в этой франшизе, наполнены философскими мотивами. В чем смысл жизни Базза Лайтера? Как бытие определяет сознание одноразовой вилки? Давайте в этом разберемся.

Время чтения: 5 минут.

Анимизм

Отправная точка всей «Истории игрушек» — идея того, что игрушки живые. У каждой куклы или машинки есть собственное имя, характер и душа, которыми их наделяет владелец. Это представление об одушевленности вещей восходит к древнейшим формам религиозных верований, когда культура еще не была такой сложной, как теперь. Однако потребность объяснять мир у человека уже была. Так и появился анимизм: это понятие образовано от латинского анима, что в переводе значит «душа».
В мультфильме мы видим мир глазами игрушек: студия сосредоточила свое внимание на их тайной жизни, приключениях, которые происходят с ними, когда люди этого не видят. Приключения эти очень захватывающие, но главная их ценность для нас — возможность посмотреть на нашу собственную жизнь с другой точки зрения.

Предназначение

Авторы рассуждают об изначальном смысле игрушки и ее предназначении. Ведь для ребенка все, с чем можно играть, может стать игрушкой. Подобное происходит в четвертом фильме, в котором появляется персонаж по имени Вилкинс. Ребенок создает его из использованного пластикового одноразового прибора — вилки.

Тогда происходит настоящий акт творения: человек сам создает игрушку. Она оживает в его руках и становится индивидуальной, потому что наделяется чертами своего создателя. Так ребенок создает личность этой игрушки. Она переходит из состояния массового продукта или вовсе мусора, как в случае с Вилкинсом, в состояние живого собеседника и друга.
Жизнь, которой теперь наделена вилка, разделяется на до и после. Материальная основа поначалу ее тяготит. Карл Маркс писал, что общественное бытие определяет сознание. И поскольку в обществе использованная одноразовая вилка считалась мусором, таким же было и ее сознание. Несмотря на то, что трансформация уже окончательно произошла и другие игрушки, как и их хозяйка, воспринимают Вилкинса иначе, сам он по-прежнему не осознает себя игрушкой.

Так, Пиксар с экрана задает ребенку экзистенциальные вопросы, то есть вопросы бытия, заставляя его пройти весь путь становления и принятия своей судьбы вместе с Вилкинсом. В конце фильма он обретает свою идентичность, счастье, и даже чувство влюбленности, благодаря усилиям Вуди.

Симуляция

Базз Лайтер верит, что выполняет миссию, общается со своим руководством и умеет летать. На самом деле это не так. Pixar великолепно демонстрирует нам идею анимизма уже внутри самого фильма: Базз выпускает свои крылья и спрыгивает, полагаясь на свои отсутствующие возможности, а дальше цепь случайностей доставляет его к точке, куда он собирался долететь, потому что он в это верит. Вера в его возможности заставляет его обладать ими.

Позже Базз всё же осознает, что он всего лишь игрушка и не обладает никакими особенными способностями. Звуки для него — символы общения, выдвижные крылья — символ полета, все это лишь знаки, за которыми ничего не стоит. Иначе говоря, это лишь симуляция реальности.

Кажется, что у Базза нет собственной личности. Даже его имя не уникально: оно одно на миллион игрушек, и то принадлежит прототипу. А внутренний голос Базза, который он считает своим, — это лишь записанный набор фраз. Он появляется в его жизни бессистемно, случайно, но при этом предопределяет его жизнь, бытие и приключения.
Однако, когда Базз встречает своего двойника, который полностью идентичен ему внешне и обладает теми же убеждениями, которые разделял наш Базз на определенном этапе, их жизни совершенно не похожи. Дети, которые с ним играют, делают их уникальными, отличными от героя мультфильма и всех прочих игрушечных Баззов Лайтеров. Именно в игре они реализуют свое предназначение, хотя и разными путями.

Таким образом, их общественное бытие уже не определяет их общественное сознание. Игрушка может вырваться из порочного круга детерминизма, т. е. предопределенности своих действий, и получить свободу. Свободу, при которой игрушка сама обретает свой путь и делает это наилучшим для себя образом.
Если ты ищешь глубокий смысл даже в мультфильмах, то в этом тебе поможет наше саммари «Философия: главные имена, школы и идеи». В нем разбираем основные проблемы всех областей философии. Промокод BLOG30 подарит тебе бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
О феномене еще одного культового мультфильма рассказываем в статье:

Почему мы пересматриваем «Мадагаскар»?
ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФ