Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Бойцовский клуб» глазами философа

Автор Глеб Андреев 

Все помнят первое правило Бойцовского клуба: не упоминать о Бойцовском клубе. Но по каким правилам живет его основатель Тайлер Дерден? И для чего был создан этот клуб? Давайте разберем, как этот фильм критикует общество потребления и почему агрессия естественна для человека.

Человек без имени

Повествование в фильме ведется от первого лица: главный герой — это рассказчик. Но при этом мы почти ничего о нем не знаем — даже его имени.

Он называет себя «острым чувством отчужденности Джека», «толстой кишкой Джека», «ухмыляющейся местью Джека», но неизвестно, кто такой Джек 
и так ли зовут героя.

По сути, у него нет ни имени, ни каких-то особых черт — только собирательные: он принадлежит к «поколению мужчин, выращенных женщинами», старается быть продуктивным, бесконечно заботится о своем кондоминиуме, свято веря, что сервиз из Ikea может отразить личность человека.

Он живет в обычном городе и работает в «крупной компании», название которой тоже неизвестно.

В фильме нет никаких личных подробностей о главном герое, поэтому в нем многие узнают себя. Этот собирательный образ — герой нашего времени, один из миллионов.

«Бойцовский клуб» глазами философа

Одномерный человек

Рассказчик — представитель общества потребления. Как говорит его альтер-эго Тайлер, «люди — рабы своих вещей», они ходячие мертвецы. Работа, деньги, бумажник, одежда — люди прячутся за всем этим, и их настоящих 
уже не видно.

Общество потребления создает ложные ценности и навязывает их человеку, заставляя его забыть об истинных потребностях. Из-за этого люди 
и становятся, по сути, одинаковыми.

Одна из самых известных критических работ об обществе потребления — «Одномерный человек» философа и социолога Франкфуртской школы Герберта Маркузе. Он говорит, что вместо выбора в обществе потребления существует лишь иллюзия выбора, ведь за нас уже решили, чего мы хотим. Взять, 
к примеру, каталоги мебели, упомянутые в фильме. Вроде бы мы сами выбираем столы и диваны, но, в сущности, покупаем то, что видим в рекламе.

Мы покупаем вещи не потому, что действительно этого хотим, а потому, что этого хотят все.

Но если ты — это то, что ты потребляешь, то кто ты без этих сервизов, диванов и зеленой обивки?

Чтобы вернуться к подлинным желаниям, Маркузе предлагает единственный возможный выход — «великий отказ» от бесконечного потребления 
и сиюминутных удовольствий. Тайлер тоже об этом говорит: «Лишь утратив 
все до конца, мы обретаем свободу». Маркузе настаивает, что человеку следует вернуться к гармонии с природой, вместо того чтобы пытаться 
ее эксплуатировать. Но что человека ждет при обращении к своей природе?

«Бойцовский клуб» глазами философа

Агрессия

Австрийский биолог и нобелевский лауреат Конрад Лоренц считал агрессию неотъемлемой частью человеческой жизни. Почему так вышло? Согласно Лоренцу, у хищников есть «инстинкт убийцы»: убивать для них легко, 
ведь у них есть острые клыки, когти и т. д.

Поэтому у них выработался механизм, который ради сохранения вида не дает им проявлять внутривидовую агрессию: иначе они бы стали убивать и друг друга.

У приматов же, например, такого механизма нет, ведь они не могут нанести серьезных увечий, а значит, нет и необходимости блокировать агрессию. 
Эту агрессию от приматов унаследовали и люди. Но, несмотря на то что человеку сложно убить другого человека голыми руками, он смог создать 
для этого оружие, ведь у него нет никаких природных факторов, которые сдерживали бы его агрессию.

Поэтому, как замечает Лоренц, человек — единственный массовый убийца.
Сейчас мы в основном проявляем агрессию скорее пассивно, постоянно соперничая и выясняя, кто сильнее. По сути, для нас сдерживающими факторами стали культура и закон. Лоренц также говорил о том, 
что агрессию можно направлять в другое русло: в фильме это, например, группы поддержки, куда ходит рассказчик.

Тайлер против этого. Он считает, что культура нас сковывает, из-за нее мы уже неспособны проявить свою истинную природу и агрессивность.

Поэтому, когда он дает своим последователям задание подраться на улице, 
для них это оказывается сложно. Тайлер призывает их освободиться от рамок: «Ты не знаешь себя, если ни разу не дрался». Так и рождается Бойцовский клуб.

«Бойцовский клуб» глазами философа

Дом, который построили руки Джека

«Бойцовский клуб» состоит из цитат, отсылок и названий брендов,которые воссоздают определенный контекст. Вспомните, например, стаканы 
из Starbucks, постоянно мелькающие в кадре, и бренды нижнего белья, которые обсуждают Тайлер и рассказчик. Или как Тайлер отсылает к фильму «Форрест Гамп», крича вслед сотруднику заправки: «Беги, Форрест, беги!»

Этот прием в философии называется интертекстом. Он служит для того, чтобы происходящее приобретало дополнительный смысл. Так, короткая фраза оказывается многослойной и вмещает в себя гораздо больше, чем может показаться. У каждой цитаты есть собственный контекст, который как бы расширяет значение того или иного знака.

Так выстраивается знакомое нам пространство с привычной икеевской мебелью. Постепенно это пространство разрушается, вот только вместо старой системы герой строит новую. Он заменяет цивилизацию агрессией, но участники проекта «Разгром» (наследника Бойцовского клуба) 
оказываются по-прежнему несвободны.

💬 А вы смотрели «Бойцовский клуб»? Как вы поняли смысл фильма? Пишите в комментариях к посту!

Хотите также круто разбираться в любом литературном или кинопроизведении? После саммари «10 главных вопросов философии» никакой глубокий смысл от вас не спрячется. С промокодом BLOG30 погружение в кроличью норму смыслов будет бесплатным на 30 дней.