Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Почему у Базарова не было шансов на настоящую любовь?

Почему у Базарова не было шансов на настоящую любовь?

Автор: Кирилл Сивков

Роман Тургенева «Отцы и дети» стали широко обсуждать сразу же после выхода. Он во многом стал революционным: у писателя получилось предугадать появление новой модели поведения, которую он назвал нигилизмом (впервые этот термин употребил в 1829 г. Николай Надеждин в статье «Сонмище нигилистов»).

После выхода «Отцов и детей» в 1862 г. этот термин стал массовым. В том же году состоялись поджоги в Петербурге, и тургеневского героя обвинили в пагубном влиянии на мыслящую молодежь. Однако для самого писателя личность Базарова не была столь однозначной.

Тургенев показал нам персонажа, который убежденно проповедует отказ от человеческих чувств. Но после встречи с Одинцовой Базарову придется разочароваться в своих убеждениях.

Был ли шанс у главного героя на счастливый исход? В этом мы и попробуем разобраться.

Убеждения Базарова

Прежде чем обратиться к отношениям Базарова и Одинцовой, необходимо разобраться в мировоззрении самого героя. Характер Базарова раскрывается через взаимодействие персонажа с окружающими людьми. Например, с Павлом Петровичем Кирсановым, который во многом становится зеркальным отражением своего соперника. При чтении романа трудно удержаться от сопоставления этих героев.

Павел Петрович представляет собой мир отцов, но при этом система его взглядов и жизненная стратегия во многом напоминают базаровскую.
Например, оба упрямы и горды до самозабвения. Они пережили несчастную любовь и являются честными, принципиальными людьми. Но между ними есть существенная разница. Павел Петрович склонен много говорить, но при этом мы не видим его в действии. Базаров – его противоположность.

По существу, перед нами целостный герой, который не пытается кого-то в чем-то убедить, ему неинтересно навязывать свою позицию. Каждая реплика Базарова – вынужденная. Да, он эпатажен, но при этом внутренне органичен. В этом состоит художественная правда Тургенева, который всегда уклончиво говорил о своем герое: «Я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!».

Под нигилизмом обычно понимают особое мировоззрение, которое основано на тотальном сомнении в абсолютности тех или иных истин. Базаров сомневается в чем угодно, но только не в себе. Если мы внимательно вчитаемся в высказывания главного героя, то обнаружим, что они не терпят возражений: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» и т. д.

Таким образом, перед нами человек, который твердо придерживается своих убеждений. При этом ему не хватает гибкости, чтобы трезво взглянуть на окружающий мир. Мы понимаем, что Базаров совершенно незаурядный человек и талантливый ученый. Правда, думается, что для занятия наукой необходима все та же гибкость, которой недостает главному герою.

Базаров и Одинцова

Отношения Базарова и Одинцовой становятся для романа центральными. Именно любовь обнажает страстную натуру главного героя. Основной конфликт заключается в том, что Базаров циничен и не хочет верить в возможность сильного чувства. Для него любовь – это химия, обычная биологическая реакция.

Показательны слова героя, когда он впервые видит Одинцову: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». В этой грубоватой фразе мы видим явную заинтересованность.

И действительно, только такая женщина и могла его увлечь. На момент появления в романе ей 28 лет, она многое пережила, но никогда не любила. Одинцова умна, расчетлива, холодна, но при этом нравственна. По существу, она – это отражение Базарова.

Но если Базаров смог с очевидной страстью влюбиться в Одинцову, могла ли она ответить ему взаимностью? В письме к Случевскому Тургенев дает однозначный ответ: «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, как Вы это не видите! — это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек».

И действительно, ее характеристика в романе красноречива. Одинцова способна увлечься, но не до самозабвения. По всей видимости, она и сама не понимает, чего именно хочет от жизни, но совершенно точно хочет прожить ее размеренно и спокойно. Тургенев пишет об этом так: «Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения».

Мог ли Базаров быть счастлив в любви?

Тургенев-человек и Тургенев-писатель – не одно и тоже. В романе четко проговаривается, что Базаров не просто увлек Одинцову, а «поразил воображение». Тем не менее она продолжает вести все ту же размеренную жизнь. В его отсутствие «она не скучает, не ждет его», но много о нем думает. То есть перспектива будущих отношений, будущей взаимности обозначается достаточно отчетливо. Но любви не суждено сбыться.

Причиной этой невозможности становятся убеждения Базарова, которые заводят его в тупик. Тургенев пишет, что новое чувство «мучило и бесило» молодого человека. Более того, если кто-нибудь сказал бы ему об этом, то Базаров «отказался бы от него с презрительным хохотом и циничною бранью». Вероятно, если бы он смог проявить гибкость мышления, признаться самому себе в том, что происходит на самом деле, и выждать необходимое время, то история не закончилась бы отказом Одинцовой.

Для Базарова любовь – это нечто противоестественное, мучительное, постыдное. В момент признания он испытывает «страсть, похожую на злобу». Одинцовой же дорого ее собственное спокойствие. Таким образом, любовь Базарова разбивается о его собственные идеи, которые оказываются совершенно нежизнеспособными, так как перечат естественному движению жизни.

Автор подчеркивает это в финальной сцене романа. Это сцена на кладбище, в которой он подробно описывает пейзаж. По сравнению с бесконечным равнодушием природы человеческая жизнь — с ее метаниями, идеологиями, идеями — представляется суетной.

Именно поэтому счастье в «Отцах и детях» обретает не бунтарь Базаров, а кроткий, добродушный и ничем не примечательный Николай Петрович Кирсанов. Он не пробует сопротивляться естественному ходу событий. И в итоге такое отношение к жизни вознаграждается. Он сближается со своим сыном Аркадием и обретает счастливую семью с Фенечкой.

Тургенев – представитель критического реализма в русской литературе. Подробнее об особенностях стилей разных писателей и их главных произведениях вы узнаете на курсе «История русской литературы».

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей!
Instagram|VK|Facebook|YouTube|Сайт
ЛИТЕРАТУРА