Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как работает буллинг и какие он имеет последствия

Сложно найти человека, который бы не сталкивался с травлей в школе – в качестве жертвы, свидетеля или даже агрессора. К школьным «разборкам» родители часто относятся снисходительно, ведь это «всего лишь дети». Однако травля – это очень серьезная проблема, которая может влиять на человека даже во взрослом возрасте. #АвторСофияМордвинкина

К счастью, сейчас эта тема обсуждается все активнее, и о травле без прикрас говорят в современных фильмах и сериалах («Эйфория», «13 причин почему», «Половое воспитание» и др.).

Сегодня мы разберемся, как работает буллинг и как он влияет на всех участников.

Что такое буллинг?
Буллинг – это целенаправленно повторяющееся агрессивное поведение. Чаще всего оно объясняется социальным и физическим неравенством. Буллингможет принимать форму как психологического (сплетни, насмешки), так и физического насилия (избиения и издевательства).

В России эта проблема стоит особенно остро. Согласно статистике, собранной психологом А. А. Бочавер за 2015 г., психологическому насилию подвергаются 46,6% школьников, а физическому – 13,5%. Более того, 25% учеников сами провоцировали травлю по отношению к своим одноклассникам. Однако многие школьники не считают сплетни или дерганье за косички буллингом и не воспринимают это проявление эмоций как отрицательное. Из-за этого любая статистика по буллингу не отражает реальной картины происходящего.

Травля сказывается на формировании личности каждого, кто в ней участвует. Очень часто усвоенная модель поведения переносится во взрослую жизнь: так, агрессор может стать домашним тираном или авторитарным начальником, а жертва будет всю жизнь сомневаться в себе и бороться с заниженной самооценкой.


Реакция взрослых


Отношение окружающих к травле очень важно, и большое значение имеет реакция старших – учителей и родителей. К сожалению, они часто игнорируют тревожные сигналы, т.к. им кажется, что проблемы детей безобидные и незначительные. Но гораздо хуже, когда сам учитель является агрессором.

Многие сталкивались с оскорблениями и другими видами психологического насилия именно от учителей. Пример – фразы вроде «ты ничего не добьешься», «да что из тебя вырастет», «вы самый худший класс за мою практику». Подобное отношение травмирует даже больше, чем буллинг со стороны сверстников.

Для ребенка учитель является значимым взрослым. Дети копируют поведение и манеры своих наставников, особенно в период 7-12 лет. Если значимый человек оскорбляет ребенка, то это может привести даже к неврологической симптоматике: энурезу, тикам, заиканию и др.


Жертва


Жертвой буллинга может стать практически каждый. Причиной для травли может стать необычная внешность (разрез глаз, цвет кожи), застенчивость, необычные увлечения (например, аниме), материальное положение семьи или просто необычные имя и фамилия. Например, меня в школе дразнили из-за короткой стрижки. Так что повод для травли может быть совершенно любым.

У детей, подвергающихся систематической травле, отмечается неадекватно низкая самооценка, приступы тревоги и хронический стресс. В подростковом возрасте увеличивается вероятность попытки суицида. Об этом хорошо рассказывает сериал «13 причин почему».

Жертвы буллинга не чувствуют себя в безопасности и ощущают себя бессильными против внешних факторов. Сформировавшиеся в нездоровой среде черты личности либо сохраняются во взрослой жизни, либо трансформируются в агрессивную защиту. Например, жертва может решить, что быть агрессором выгоднее, и использовать в дальнейшем эту модель.


Агрессоры


Дети-агрессоры часто осознают свою безнаказанность. Старшие редко придают значение дракам из-за гендерного воспитания, ведь «мальчик должен быть сильным и уметь постоять за себя». Девочки-агрессоры реже вступают в драки, зато они используют скрытые формы враждебности: пренебрежительное общение, игнорирование, сплетни и оскорбления. Этому виду психологического насилия не уделяют должного внимания, хотя порой обидные слова оказывают на личность большее влияние, чем тумаки и подзатыльники. В будущем у агрессоров может проявляться девиантное поведение, склонность к зависимостям и другие нездоровые типы поведения.

Влияние буллинга на взрослую жизнь

Детство – самый важный период для формирования нашей личности. Согласно концепции психоаналитика Эрика Эриксона, за всю жизнь мы переживаем 8 кризисов, и 5 из них приходятся на период до 18 лет. В это время у нас формируется доверие к миру, самостоятельность, инициативность, творческое начало и, самое главное, наша идентичность.

Если в школьные годы ребенок подвергался физическому и психологическому насилию, то кризисы будут пройдены с негативным результатом, как следствие – низкая самооценка, комплексы, зависимость от других, а также чувство неполноценности и вины.

Из-за отсутствия уверенности в себе и личных границ такой человек может испытывать большие затруднения уже во взрослой жизни. Вместо самореализации придется прорабатывать свои психологические травмы и формировать представление о своей личности и границах.

Важно понимать, что буллинг не проходит бесследно. Травля никогда не влияет на личность положительно и не «закаляет» характер. В мире, окружающем ребенка, не должно быть места для любого вида насилия как со стороны старших, так и со стороны сверстников. Только в таком случае получится избежать психологических проблем в будущем и сформировать гармоничную личность.

На новом практическом курсе «Когнитивная психология»вы изучите эффективные методики по борьбе со стрессом, депрессией, низкой самооценкой и др.

  • 18 часов материала
  • Тетрадь с практическими упражнениями
  • Доступ навсегда
  • Автор курса – специалист по КПТ

ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ

Скачивайте наше приложение!


Android | iOS

| VK |YouTube|Сайт



_________
ПСИХОЛОГИЯ