Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем «Москва — Петушки» с Веничкой Ерофеевым?

Венедикт Ерофеев — культовый писатель-постмодернист и великий мистификатор. О чем его поэма «Москва — Петушки» и чем Веничка отличается от автора? Почему это поэма и черты каких еще жанров в ней присутствуют? Разбираемся в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Что происходит?

«Москва — Петушки» — постмодернистская поэма Ерофеева, написанная в автобиографической манере. Весь сюжет строится вокруг Венички — алкоголика и интеллектуала, который едет из Москвы к любовнице и ребенку. Каждая глава — определенная станция на пути электрички, в которой описываются разговоры Венички с попутчиками, его размышления о жизни и процесс выпивания.
Алкоголь — отдельное действующее лицо и двигатель сюжета. Изначально Веничка просыпается после запоя и, купив спиртное в магазине, садится в электричку. Сам герой работал раньше бригадиром монтажников, но был уволен после того, как предоставил график выпитого рабочими перед сменой и во время нее. В поэме даются рецепты коктейлей с интригующими названиями, например, «Поцелуй тёти Клавы». Во время поездки Веничка находится в полубредовом состоянии и говорит с ангелами и Сфинксом.

Это поэма или все-таки нет?

Авторское определение жанра работы Ерофеева — очевидная отсылка к поэме «Мертвые души» Гоголя. Как и Чичиков, Веничка сталкивается с настоящей портретной галереей современной ему России, причем тоже в процессе путешествия. В электричке Веничка знакомится с такими же алкоголиками и философами, народ ему видится «веселым, но конченым». Ерофеев смешивает высокое с низменным, трагические рассуждения с сатирическими отступлениями и анекдотами.
Однако в работе есть черты и других жанров. Поэма наполнена библейскими отсылками и образами, а также чертами проповеди — учение Венички о смысле жизни. Разумеется, «Москва — Петушки» — это еще и роман-путешествие, хождение. Над многообразием жанров иронизирует и сам герой: «Черт знает, в каком жанре я доеду до Петушков… До этого все были философские эссе и мемуары, все были стихотворения в прозе, как у Ивана Тургенева. Теперь начинается детективная повесть».

Это автобиография?

И да, и нет. У Венички и Венедикта Ерофеева фактически одна жизнь на двоих — это и поездка в Петушки, и работа на стройке, и алкоголизм, и прочитанные книги, и круг общения. В поэме Ерофеев «подмигнул» множеству своих знакомых, например, в описании дня рождения Венички: «А когда стукнуло тридцать — день был уныл, как день двадцатилетия. Пришел ко мне Боря с какой-то полоумной поэтессою, пришли Вадя с Лидой, Ледик с Володей».
Это Владимир Муравьев, филолог и сокурсник Ерофеева по МГУ, его брат Леонид, Вадим Тихонов (ему и посвящена поэма), его жена Лидия Любчикова, Борис Сорокин, приятель Ерофеева по пединституту, и наконец, «полоумная поэтесса» — Ольга Седакова. Изначально поэма задумывалась как работа для нескольких друзей.
Тем не менее, Веничка — лирический герой, взгляд автора на самого себя. Можно сказать, что Веничка — это симулякр, т.е. образ реального объекта — Ерофеева. Хотя образ достаточно пророческий: в конце поэмы (осторожно, спойлер!) Веничке вонзают шило в горло. Сам Ерофеев скончался от рака горла спустя двадцать лет после написания поэмы.
Хотите поразить преподавателя знанием неочевидных деталей биографий писателей? Получите лучшие фанфэкты не из учебников в саммари «Тайны великих писателей: любовь, ссоры, болезни» и пятерка у вас в кармане! Промокод BLOG30 подарит бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
О признанном короле ужасов читайте в статье:
Чем на самом деле страшны книги Стивена Кинга?
ЛИТЕРАТУРА