Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем «Иуда Искариот» Леонида Андреева?

«Иуда Искариот» — история о главном библейском антагонисте. Почему Иуда предал Христа и как он это пережил? Разбираемся в виденье Леонида Андреева.

Время чтения: 3 минуты.

Об авторе

Леонид Николаевич Андреев — русский писатель и драматург, родившийся 21 августа 1871 года. С юности был экспериментатором – в 17 лет Андреев лег под движущийся поезд, чтобы проверить, испугается ли он смерти. Он стал одним из ведущих представителей русского экспрессионизма и символизма в начале ХХ века. Андреев начал свою карьеру как журналист, но вскоре переключился на литературу, привлеченный темными и философскими темами.
Его ранние произведения, такие как рассказ «Красный смех» (1904), отражают его глубокую озабоченность войной и насилием. В 1905 году Андреев активно помогал большевикам, но в 1917-м сбежал от них в Финляндию, разочаровавшись в обещанных ими переменах. Его пьесы, в т.ч. «Жизнь человека» (1907) и «Король на площади» (1908), демонстрируют его умение исследовать сложные психологические и экзистенциальные темы.

Что произошло?

Андреев переосмысляет евангельский сюжет и пишет историю от лица предателя — Иуды. Иуда — обычный, закомплексованный и страдающий юноша, по натуре своей провокатор. Способен на мелкую подлость и искреннее раскаяние. Иисуса, своего учителя, он до боли любит и парадоксально ненавидит. И очевидно завидует другим апостолам, к которым Христос, кажется, более благосклонен, а также каждой женщине, которую он утешает. Любовь Иуды к Иисусу трепетная и пугливая.
Иуда предает Христа не ради денег или власти, а ради эксперимента. Ему интересно, как далеко может зайти его учитель и чем он готов пожертвовать ради других. Иисус о предательстве, конечно, знает, и по-прежнему не останавливает Иуду. Самыми слабыми и ничтожными в этой истории предстают апостолы, которые не ослушались приказа Иисуса и не защитили его, позволив увести учителя на казнь.
Самоубийство Иуды в конце — апофеоз этой разрушающей любви и зависти.

Биографичность и след романа

Жизнь Андреева не повторяла в точности жизнь Иуды, но была похожа на нее. В начале ХХ века он активно помогал большевикам и вращался в соответствующих литературных кругах. Максим Горький был его учителем, самым преданным читателем и жестким критиком. «Евангелие от Иуды» Горький оценил очень высоко, отметив, что роман «наделает много шума». Друзья рассорились из-за разных взглядов на начало Первой мировой войны в 1914 году. Вскоре Андреев эмигрировал и умер уже в 1919-м, не закончив рукопись «Дневников сатаны».
Тяга Андреева к мистицизму, переосмыслению табуированных тем и темным материям открыла путь целому поколению писателей. Безусловно, линия Иешуа и Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» написана под большим влиянием «Иуды Искариота». В ХХI веке и вовсе большая часть русскоязычной прозы обратилась к образу дьявола — те же «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова, тоже наделавшие много шума.
Чтобы не полезть в петлю от количества билетов к экзамену, надо качественно и много отдыхать! Позвольте себе это с саммари «История русской литературы» — на прослушивание уйдет всего пара часов, и пятерка за экзамен будет у вас в кармане. А чтобы вы успешно закрыли всю сессию, воспользуйтесь промокодом BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!
О еще одном мистическом романе ХХ века читайте здесь:
О чем «Мелкий бес» Федора Сологуба?
ЛИТЕРАТУРА