Всё, что нас окружает, кажется самим собой разумеющимся. Но что, если это не так? Аристотель пришёл к выводу, что в основе сущего лежит четыре причины. О положениях его теории рассказываем в статье.
Обратиться к истокам
Древнегреческий философ Аристотель первым классифицировал науки. Ценнейшей из них он считал метафизику, или «первую философию». В метафизических сочинениях Аристотель пытался ответить на вопрос: каковы причины всего сущего? Сущее важно, потому что представляет собой весь окружающий мир. Без сущего не было бы ничего, и другие науки попросту не могли бы появиться.
Философ рассматривает определения своих предшественников, чтобы выстроить свою теорию. Первые греческие мыслители считали причиной сущего материю: из неё всё происходит и в неё всё превращается. Неизменными факторами движения для них были стихии. Однако если сущее — это нечто единообразное, то как можно объяснить различия предметов?
Ионийский философ Анаксагор предлагал иной взгляд. В основе его идеи лежат мелкие частицы, из которых образуется первобытная материя. Видов этих частиц гораздо больше, чем стихий, и они движутся при помощи разума. Им Анаксагор называет духовную стихию — сосредоточение сил природы. За счёт разума появляется жизнь, спокойствие и порядок. И только разумный человек способен приблизиться к истине.
Две сущности
Но что сам Аристотель считает сущим? Философ разделяет это понятие на две части. Первая — физические вещи, материя, которая приобрела форму. Вторая — их характеристики, вид и род. Мы воспринимаем сущее на основе нашего опыта. Так, деревянный стол — это доски, которые приобрели форму стола. А деревянный кофейный столик синего цвета — всё те же доски, но с более специфическими характеристиками. Мы знаем, что дерево растёт само по себе, но стол можем осознавать только как форму дерева. Материя по Аристотелю играет для сущего наиболее важную роль.
Причины
Как мы понимаем, что стол — это сущее? Аристотель отвечает на четыре вопроса, из которых выводит первопричины сущего:
Из чего состоит вещь — материя. Это вечна и объективная субстанция, которая первична по отношению ко всему остальному.
Что представляет собой вещь — форма. Это причина формирования вещей из однообразной материи.
Откуда произошла вещь — действие. Это сила и энергия, которая порождает вещь во времени.
Ради чего создана вещь — цель. Например, деревянный стол построили, чтобы ставить на него посуду во время обеда или вести за ним письменную работу.
Для анализа сущего необходимо рассматривать эти причины во взаимосвязи и учитывать что даже статичные вещи находятся в движении, то есть изменяются со временем.