Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Тёмная академия»: разбор романа «Словно мы злодеи»

Живущие в закрытом университете молодые парни и девушки, таинственный секрет, который меняет их судьбы — перед нами очередной роман с эстетикой «тёмной академии». Рассказываем подробнее о том, почему это не просто проходная книга.
Время чтения: 4 минуты.

О чём эта история?

Роман М. Л. Рио погружает читателей в историю причудливых переплетений сюжетных линий жизней членов группы студентов. Они учатся в вымышленной Шекспировской консерватории Деллехера, а действие разворачивается во время четвёртого, выпускного года в этой консерватории.
Динамика внутри группы очень интенсивна. В учебном заведении сильная конкуренция: к последнему курсу осталось всего семь студентов. Рио повествует о дружбе, соперничестве, ревности и безответной любви — все эти темы характерны для жанра. Писательница искусно создает отношения между персонажами и даёт читателям возможность уловить проблески глубоких страхов, желаний и секретов героев.
Без тайн действительно не обходится: главный герой-повествователь, Оливер, в начале романа выходит из тюрьмы, где он провёл несколько лет за убийство однокурсника. Его встречает полицейский в отставке, который когда-то расследовал дело, и задаёт вопрос: что же на самом деле произошло в тот день?
Смотрите курс-саммари «Психологический портрет убийцы», чтобы узнать больше о причинах, по которым некоторые люди становятся маньяками. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации в приложении и на сайте.

Эстетика «тёмной академии»

«Тёмная академия» — захватывающий и атмосферный жанр, который фокусируется на эстетике академической деятельности. Обычно события происходят в закрытых школах, университетах или специализированных академиях. Авторы объединяют элементы мистики, психологической драмы, криминального романа и часто затрагивают темы секретов, предательства, одержимости — репрезентируют более темную сторону человеческой природы.
Одной из определяющих черт жанра является исследование динамики власти и манипуляции в академической среде. Персонажи часто перемещаются по сложной сети дружбы, соперничества и союзов. Искренность и доверие обычно редко, у каждого есть скелеты в шкафу. Конкурентная атмосфера и давление со стороны создают ощущение напряженности и тревоги.
Основа основ, самая первая «тёмная академия», обретшая популярность, — «Тайная история» Донны Тартт, в которой группа студентов закрытого колледжа в Новой Англии изучают древнегреческий язык и становится замешанной в таинственном убийстве. А ключевые для этой эстетики фильмы — «Общество мёртвых поэтов» и «Убей своих любимых».

Связи с Шекспиром

Название взято из «Короля Лира», а именно — из монолога Эдмунда в самом начале, второй сцене первого акта. В оригинале Шекспир пишет: «We make guilty of our disasters the sun, the moon, and the stars: as if we were villains by necessity…»
Это сложная конструкция, которую трудно красиво передать на русском. Буквальный перевод, «если бы мы были злодеями», изначально использовали для публикации романа на русском языке в 2020 году, однако новое издание получило другое название. Дело в том, что ни в одном переводе драмы Шекспира нет такой фразы. Это нивелирует умно выстроенную отсылку. Однако в переводе Григория Кружкова редакторы отыскали подходящую по смыслу и настроению фразу:
«Будто бы в несчастьях, что мы сами причиняем себе своей распущенностью, виновато расположение звёзд, солнца и луны. Словно мы злодеи по необходимости…»
Дэмиэн Молони в роли Эдмунда (постановка на фестивале в Чичестере, 2017 год)
Главы в этой книге называются «сценами». В каждой из них появляются отрывки из Шекспира, задающие тональность повествования и предвещающие грядущие события. Кто-то декламирует монолог о трагедии, кто-то — любовные признания. Знание и любовь автора к произведениям английского Барда проникают сквозь страницы, усиляя читательский опыт. Грань между романом и спектаклем стирается как в глазах ценителей театра, так и в глазах случайных читателей, выбравших её по обложке или советам.
Студенты задействованы в постановках по Шекспиру: «Юлии Цезаре», «Макбете» и «Ромео и Джульетте». В ночь перед прослушиванием один из студентов предполагает, что оно на самом деле бессмысленно, так как все семеро оставшихся в стенах университета подходят под разные архетипы персонажей:

  • Джеймс — герой;
  • Александр — злодей;
  • Ричард — тиран;
  • Мередит — соблазнительница;
  • Рен — ингеню;
  • Оливер и Филиппа — второстепенные персонажи.

Когда наутро им объявляют актёрский состав, прогнозы оказываются верны.
Судьба каждого из героев становится зеркальным отражением этой характеристики: тиран погибает, в тюрьме оказывается второстепенный персонаж (вспомним шутку про убийцу-садовника), злодей оказывается не понят окружающими, а герой совершает поступки, находящиеся в серой зоне морали, ради «общего блага».

Ненадёжность рассказчика

Мы видим историю от лица студента, который считает себя второстепенным персонажем в чужой истории. Это сказывается на повествовании: он не совсем уверен в своих оценках, неверно распознаёт чужие намерения — читатель чувствует все недомолвки и понимает, что имеющиеся у него факты в любую минуту могут оказаться ложными.
К тому же, автор намеренно путает читателей. Герои ревнуют друг друга из-за действий, которые они неверно считали, основной любовный треугольник оказывается многоугольником, а некоторые мертвецы на самом деле не погибают. Детективная история и любовная интрига оказываются так тесно связаны, что мы продолжаем следить за историей даже после того, как понимаем, кто настоящий убийца — нам хочется понять, что двигало Оливером и почему он решился взять на себя вину.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 30 июня при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Коротко рассказываем про жанр очерка в нашем материале:
Жанры в литературе: очерк
Чехов — мастер точных и ярких описаний, которые врезаются в память. Рассказываем подробнее о его творчестве в видео нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА