Заказать звонок
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Ипотечное рабство: почему миллениалы не покупают жилье?


Квартирный вопрос рано или поздно приходится решать каждому человеку. Всем нужно где-то жить, а цены на квартиры постоянно растут, чего не скажешь о среднем уровне доходов.

Еще недавно трехкомнатная квартира с евроремонтом была главной мечтой тех, кто застал кризис 90-х. Но сегодня молодое поколение все чаще выбирает жизнь вечных арендаторов, вместо того чтобы покупать собственное жилье. За этим стоят глобальные культурные и социальные процессы — с ними мы и попробуем сегодня разобраться. 

Автор: Дарья Зуева

Теория поколений


Вы наверняка слышали что-то о миллениалах, которые изобрели авоську (так шутят про шоперы), или о бумерах, которые рассказывают свои анекдоты. Эти шутки основаны на терминах из теории поколений, которые описывают большие группы людей согласно их возрасту.

Эту теорию придумали американский писатель Уильям Штраус и популяризатор науки Нил Хау. Они изучили 25 поколений американцев и выявили закономерность: если одно поколение стремится к накоплению, то следующее будет ценить личную свободу выше материальных благ.

Миллениалами или «поколением Y» называют людей, которые родились в 80–90-х гг. и встретили новое тысячелетие в сознательном возрасте — отсюда и название. Миллениалы активно пользуются технологиями, а традиционным медиа — ТВ и радио — уже не доверяют. Они не стремятся как можно раньше съехать от родителей и завести семью: по статистике, миллениалы позже женятся и заводят детей. В профессии для них важна не только зарплата, но и самовыражение; из-за этого они могут часто менять место работы. Миллениалы много путешествуют, изучают иностранные языки и в целом больше открыты миру и всему новому.

Теория поколений не претендует на статус научной. Ее часто критикуют за отсутствие опытных данных и за излишнее обобщение: Штраус и Хау не учитывают пол, расу, национальность, уровень дохода и другие индивидуальные характеристики. Поэтому теория поколений — это скорее метафора, а не социологическая концепция.

Где живет миллениал?


Представители поколения Y считают время своим главным ресурсом и хотят использовать его максимально эффективно. Поэтому многие готовы пожертвовать квадратными метрами, лишь бы все необходимое было поблизости: для них лучше студия или комната в центре, чем большая квартира на окраине. Они хотят работать недалеко от дома, и чтобы любимая кофейня была в пешей доступности.

Спальные районы не устраивают их еще по одной причине: низкий уровень благоустройства. Если бумерам важнее, что находится внутри дома, то миллениалы обращают больше внимания на то, что вокруг: они хотят видеть на улице парковки для велосипедов и самокатов, просторные зоны отдыха и желательно бесплатный wi-fi.

Планировки квартир миллениалов тоже отличаются. Они чаще выбирают квартиры с очень маленькой кухней или вообще без нее, потому что проще поесть в кафе или заказать доставку, чем готовить самому.

Такие требования к жилью отражают общие принципы и ценности поколения. Миллениалы меньше откладывают жизнь «на потом» и легче подстраиваются под изменчивые обстоятельства.

Для них не проблема сменить город или страну в поисках лучшей работы. А если и это не поможет, можно и вовсе сменить профессию и начать карьеру с нуля. Поэтому квартиры не покупаются раз и навсегда, а рассматриваются скорее как инвестиция.

Шеринг как новая экономика


Культура миллениума сформировалась под влиянием новых технологий, в частности интернета. Раньше, когда ТВ было главным источником информации, сообщение передавалось «сверху вниз»: от журналиста к аудитории. Сегодня таким журналистом может быть любой: люди рассказывают о событиях и делятся мнениями гораздо оперативнее, чем это делают большие журналистские редакции.

Это способствовало появлению экономики совместного пользования — или шеринга. Ее главный принцип: лучше заплатить за время использования, чем купить. Сегодня появляется огромное количество шеринговых услуг: каршеринг, коворкинг, коливинг, подписки и т. д. Сам факт обладания вещью уже не является таким важным, наоборот: накопительство противоречит принципам осознанного потребления и становится признаком несовременности.

Обратно в коммуналки?


Экономика шеринга повлияла и на рынок жилья: сервисы по аренде квартир предлагают тысячи вариантов на любой вкус и кошелек. Некоторые миллениалы и вовсе стремятся жить в творческих коливингах.

Коливинг — это совместное жилье, в котором есть комфортные зоны общего пользования и отдыха, места для работы.


Чаще всего в коливингах живут люди, которых объединяют ценности и интересы, формируется мини-сообщество, в котором никто не чувствует себя одиноким. Старшее поколение посмеивается: посмотрите, миллениалы изобрели коммунальные квартиры. Но есть разница: в коммуналках люди жили из-за отсутствия альтернативы, а коливинги — дело осознанное и добровольное.

Конфликт поколений


Условный бумер, который взрослым застал кризис 1990-х гг. в России, скорее всего, на такие размышления лишь улыбнется: «Плавали, знаем». Он помнит, что такое гиперинфляция и дефолт, а поэтому готов вкладывать все свободные деньги в недвижимость. Это надежно, стабильно, а в трудные времена всегда можно продать.

«Игрекам», на первый взгляд, повезло гораздо больше. У многих остались квартиры, купленные или приватизированные когда-то родителями. Кроме того, появилась относительно доступная ипотека, но это везением назвать уже куда сложнее. Кредит под 10% — все равно удовольствие недешевое.

Для миллениалов главная ценность — это свобода, а ипотека на 20–30–40 лет в это понятие не вписывается. Вместо инвестиций в жилплощадь они инвестируют в себя, в свой опыт, ведь он никогда не упадет в цене, и его невозможно отнять. Поездка в Азию на три месяца кажется миллениалам лучшим финансовым вложением, чем покупка очередной вещи.

Социологи предполагают: мечты и ценности сегодняшних молодых людей совсем скоро изменятся. С возрастом стремление к новому сменится стабильностью, а свобода — умеренным консерватизмом. А значит, риэлторы и агентства по продаже недвижимости в будущем не останутся без работы.

Разобраться в том, как снять квартиру, зачем нужны собрания собственников и что делать, если вас затопили соседи, мы поможем на нашем новом курсе «Как защищать свои права». Вы узнаете:

  • Как правильно оплачивать квитанции
  • Как обменять или вернуть товар
  • Что делать, если ваши права нарушили

Сейчас на этот курс действует новогодняя скидка 40%! Переходите к праздничному каталогу по ссылке и выбирайте фильтр «Права». 

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт