Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Левиафан» – это не очередная «чернуха» о России?

«Оскар»,«Золотой глобус», BAFTA, «Ника», «Золотой Орел» – далеко не все премии, на которые был номинирован «Левиафан» Андрея Звягинцева. Фильм никого не оставил равнодушным. Картина стала событием года в российском кинематографе и закрепила за Звягинцевым звание самого значимого отечественного режиссера. #АвторАннаМакарова

«Левиафан» стал первым фильмом в истории постсоветской России, который взял «Золотой глобус». Однако, кажется, в самой России этому событию обрадовались далеко не все.

Какие же смыслы несет в себе эта картина, почему она так разозлила некоторых зрителей и какие социальные проблемы помогла вскрыть Предлагаем поговорить об этом.

Основано на реальных событиях


«Левиафана» ждали. До скандально известной картины Андрей Звягинцев снял всего три полнометражных фильма, однако уже после громкого дебюта в 2003 г. («Возвращение») всем стало ясно, что в русском кино появился новый большой автор.

«Левиафан» вызвал по-настоящему небывалый ажиотаж. Видимо, дело было в том, что в своем четвертом фильме Звягинцев решил открыто поговорить на социальную тематику. Безусловно, она интересовала автора и в предыдущих работах, но именно в «Левиафане» вышла на первый план во всем своем неприглядном и угнетающем виде.

Любопытно, что основой для сценария послужила реальная история, случившаяся вовсе не в российской глубинке, а в небольшом американском городе Грэнби (штат Колорадо). Сварщик Марвин Химейер долго и безуспешно пытался разрешить конфликт с местным бетонным заводом и властями по поводу земли, на которой стояла его мастерская. Все закончилось 4 июня 2004 года. Именно тогда Химейер выехал в город на своем бульдозере и снес 13 зданий, владельцы которых так или иначе имели отношение к спорам о земельном участке.

История Химейера закончилась трагично: он предпочел добровольно уйти из жизни. Однако в его отчаянном поступке некоторые видят своеобразный подвиг. Кажется, что сварщик из Грэнби смог отомстить за себя.

Можно провести очевидные параллели с сюжетом «Левиафана», где автослесарь Николай Сергеев борется за свою землю с нечестным мэром города. Но эта история закончилась абсолютно беспросветно – смирением и отчаянием. Мэр города не понес ни моральных, ни материальных убытков, и единственный дом, который снесли – это дом самого героя.

Если бы Николай построил свой бронированный бульдозер и снес мэрию и еще десяток административных зданий, финал получился бы ярким и даже аттракционным. Но режиссер создал максимально инертного героя и подходящую ему концовку.

Представьте подобную ситуацию в реальном провинциальном российском городе: какой финал был бы вероятней?

Библия и философия Гоббса


Еще один источник вдохновения – Библия. В некоторых эпизодах она цитируется напрямую. Например, местный священник сравнивает злоключения Николая со страданиями Иова.

Иов – ветхозаветный герой, праведный и добродетельный человек. Бог лишает Иова всего, что у него есть, чтобы проверить, останется ли он верен ему. Иов чувствует, что испытания обрушились на него не из-за грехов. Он восклицает, что Бог «губит и непорочного, и виновного». Иов говорит, что «Земля отдана в руки нечестивым» и что «беззаконные живут, достигают старости и силами крепки».

Эти вопросы напрямую перекликаются с сюжетом фильма Звягинцева, в котором проблема безнаказанности зла и страданий невинного человека становится центральной.

Особенно выразительным выглядит последний эпизод. В нем зрители видят мэра города вместе с семьей в храме. Он, указывая на икону, говорит своему сыну: «Это наш Господь, он все видит». Фраза кажется издевательской, а сама сцена вполне рифмуется с размышлениями Иова. Ведь, как и в притче, у Звягинцева «беззаконные достигают старости», и «дети их с ними».

К Библии отсылает и само название картины. Левиафан – древнее морское чудовище, которое упоминается в той же притче об Иове. Любопытно, что Левиафан фактически не является воплощением зла, а, скорее, олицетворяет божественное всемогущество.

Образ Левиафана использует в своей книге английский философ Томас Гоббс. В ней он рассуждает на тему государственности и приходит к выводу, что именно могущественное, всесильное, как древний Левиафан, государство необходимо человеческому обществу.

А теперь вспомним один из самых выразительных образов фильма Андрея Звягинцева, который заявлен на постере, – скелет огромного морского существа. Выходит, что в мире «Левиафана» государство мертво и нет власти всемогущего бога. А их место заняла какая-то новая хаотичная сила, с которой и борется главный герой.

Антироссийское кино?


Еще до официальной премьеры фильм Звягинцева оказался в опале у государственных чиновников и некоторых православных активистов. Например, министр культуры Владимир Мединский назвал картинку запредельно конъюнктурной. Он обвинил Звягинцева в том тот любит «славу, красные дорожки и статуэтки» и показывает Россию именно такой, какой ее удобно видеть западному зрителю – отсюда и множество международных премий.

При этом «Левиафан» был частично профинансирован Минкультом (тогда главой министерства был Александр Авдеев). В одном интервью Мединский сказал, что при нем киносценарии будут проходить более тщательную проверку, а также заявил, что фильмы, «откровенно оплевывающие действующую власть и наполненные духом безысходности», не должны финансироваться за счет налогоплательщиков.

Поэзия киноэкрана


Почему же у «Левиафана» столько наград? Действительно ли дело в том, что режиссер цинично продумал удобный для западного общества образ России?

Парадоксально, но Андрей Звягинцев всегда снимает абсолютно космополитичное кино. Подтверждение этому – реальная история про американского сварщика, которая легла в основу сюжета. Несмотря на погружение в реалии конкретный страны, картина задает зрителям универсальные вопросы.

Визуальное решение фильма, а также гипнотизирующая музыка Филипа Гласса придают «Левиафану» поэтичную отстраненность и уводят его далеко за пределы исключительно социального высказывания. Прямые отсылки к Библии – книге, на которой выросла европейская культура, также делает кино понятным и близким людям из разных стран.

Сам Звягинцев утверждал, что он не пытался ничего преувеличить, а, наоборот, хотел показать мир таким, какой он есть.

Как вы думаете, это удалось режиссеру или нет? Какие у вас остались впечатления от фильма?

Чтобы считывать религиозные отсылки в литературе, живописи и кино, нужно знать оригинальный материал. В курсе «История религий: от язычества от христианства» развитию христианства посвящен третий блок. Изучите не только западные, но и восточные верования!

  •  12 часов лекций
  • Онлайн в любое время
  •  Доступ навсегда

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

VK | YouTube | Сайт

КИНЕМАТОГРАФ