В 2000-х о Фандорине сняли несколько фильмов, а его создатель Борис Акунин стал одним из самых известных русских писателей. В 2018 году вышел последний роман из серии «Фандориады», в котором Эраст Петрович погибает. 20 лет мы следили за сыщиком с седыми висками, без которого не прошло ни одно значимое событие рубежа XIX и XX веков. За что мы его так полюбили?
Время чтения: 5 минут
Краткая история Эраста Петровича
Эраст Петрович Фандорин — обедневший дворянин, начавший карьеру в сыскном управлении Москвы. Пылкий юноша берется за дело о таинственном самоубийстве студента Московского университета и неожиданно для всех раскрывает планы могущественной организации «Азазель», которая имеет влияние по всему миру.
По окончании дела, в день его свадьбы, на Фандорина совершается покушение, во время которого погибает его жена. В результате этих событий герой обзаводится седыми висками, начинает заикаться и становится эмоционально отстранённым. После этого он отправляется на русско-турецкую войну, затем в Японию, где обучается искусству ниндзя, и возвращается в Россию. На родине герой получает должность чиновника по особым поручениям, расследует преступления и политические заговоры.
Ваш курс, чтобы научиться понимать русскую классическую литературу:

Через некоторое время он снова уезжает, становится консультирующим детективом, но возвращается в Россию, где оказывается втянутым в предреволюционные события. Фандорин погибает в момент становления молодого Советского государства.
За всю свою жизнь Эраст Петрович успевает поработать с Шерлоком Холмсом, познакомиться с Ольгой Книппер-Чеховой, поработать на Романовых и Габсбургов, столкнуться с Джеком Потрошителем, встретиться с молодым Сталиным…
Эраст Петрович — человек незаурядных талантов, уделяющий подчас излишнее внимание своему внешнему виду. Он хорошо образован, знает несколько языков, ловок, смел, и ему всегда везёт в азартных играх. Он популярен у женщин — но те, с кем он хочет завязать серьёзные отношения, погибают или покидают его. Фандорин — патриот. Вместе с тем в его жизни большое место занимает Япония.
Борис Акунин
Неожиданная для русского дворянина связь с Японией неудивительна: его автор Григорий Чхартишвили, скрывающийся за псевдонимом Борис Акунин, — профессиональный переводчик и учёный-японист (в переводе с японского «аку-нин» — «злодей»).
Романы о Фандорине он начал писать в качестве «отдыха» от основной работы. Началось всё так: его жена увлекалась детективами, но русскоязычные авторы 90-х казались Чхартишвили слишком пошлыми и грубыми. Он подумал, что русской литературе не хватает развлекательного чтения наподобие романов Агаты Кристи и Дюма. Поэтому он решил создать своего героя, история которого продлилась дольше, чем он планировал.
Акунин — писатель-постмодернист. Его тексты о Фандорине наполнены отсылками к мировой классике литературы и к современным авторам. Иногда он позволяет себе интегрировать цитаты целыми страницами, таким образом играя с читателем. Например, его роман «Коронация, или Последний из романов» заигрывает со знаменитым романом Кадзуо Исигуро «Остаток дня», откуда заимствует форму повествования от лица сдержанного и консервативного дворецкого.
За что мы его любим
Россия 90-х годов стала полем культурной битвы. На постсоветском пространстве столкнулись отмена цензуры, иностранное кино и литература, расцвет детективного жанра во всевозможных формах. Деятели культуры обрели свободу, о которой и не мечтали, но вместе с тем столкнулись с тяжёлой экономической и политической ситуацией, крушением надежд целых поколений. Всё это оставило крайне пессимистичный след. Новые герои — благородные и не очень бандиты (например, Данила Багров) — заполнили страницы книг и экраны телевизоров.
Прежние идеалы, сформированные советской эпохой, потеряли свою силу. Это было десятилетие, когда всё больше людей обращалось к истории и образам дореволюционной России.
Фандорин — первый русский супергерой. Он появился в тот момент, когда был необходим нашей культуре. Благородный, честный, сильный, смелый и невероятно умный герой, который воскресал подобно персонажам комиксов, расследовал дела не хуже Шерлока Холмса и влиял на политику не меньше Джеймса Бонда.
Фандорин не был избалованным аристократом: его отец спустил всё состояние на азартные игры. Он добился всего своим трудом, получил хорошее образование, верил в прогресс и не имел сословных предрассудков. Он был идеальным героем для новой России, сочетающим в себе благородство в лучших традициях декабристов, интеллигентность и честность героев советского периода, а также умение подстроиться под любые обстоятельства и найти выгоду, которые были нужны в 90-е.
Кроме того, Фандорин выходил из самых сложных этических конфликтов, не теряя достоинства. Он доказывал, что можно остаться безупречным даже тогда, когда кажется, что больше ни у кого не осталось чести. Это, конечно, не могло не резонировать с тяжёлой постсоветской эпохой.
Следующие 20 лет Акунин умело использовал возможность пересмотреть отечественную историю под новым углом, перемещая своего героя из одной важной точки хронологии нашей страны в другую.
Но время любых героев проходит. Акунин убил Эраста Петровича, на приключениях которого выросло целое поколение, тем самым поставив точку в его истории. Возможно, дело в том, что писатель переехал в Лондон, а Фандорина невозможно представить вне контекста русской истории. Возможно, дело в том, что новая эпоха требует других героев, а читатели устали от постмодернового карнавала.
Любые супергерои со временем переосмысливаются в угоду времени, и, возможно, нас ждёт новая версия Эраста Петровича. В любом случае мы будем всегда помнить и любить этого смелого героя, с которым мы пережили столько ярких приключений.
Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
«Почему все любят фильмы Marvel»
О философии эксцентричного супергероя узнайте из видео нашего проекта: