Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

«Цветы для Элджернона»: почему любовь героев была обречена?

Роман «Цветы для Элджернона» (1966) стал одним из самых популярных у Дэниела Киза. В этом научно-фантастическом произведении ставятся непростые вопросы о самоопределении человека в мире, отношении общества к особенным людям, будь то умственная отсталость или интеллектуальное превосходство. #АвторКириллСивков

Эти вопросы раскрываются на примере истории жизни Чарли Гордона. В начале романа это 32-летний уборщик в хлебопекарне, над которым посмеиваются коллеги, но он добр к людям и стремится стать лучше. Ему делают операцию по увеличению интеллекта, дающую возможность начать совсем иную жизнь.

Важной линией этого произведения является любовь Чарли и Алисы, которая изначально была обречена. Почему это так, мы и попробуем разобраться.

История создания романа


Роман сложился не сразу, изначально Дэниел Киз написал рассказ. Вскоре после публикации в 1959 г. он получил престижную англоязычную читательскую премию в области научной фантастики «Хьюго». Расширением этого сюжета и созданием романа Киз занимался с 1962 по 1965 гг.

Первые пять издательств, куда был отправлен роман, отказали писателю. Им казалось, что лучше изменить концовку, сделать ее более позитивной: главный герой должен был сохранить интеллект и жениться на Алисе Кинниан. Но писатель в своем видении финала был непреклонен, что, конечно, сделало роман более трагичным, но и более правдивым: по логике повествования у Чарли к финалу уже не было перспектив к развитию, не было их и у отношений с Алисой.

В итоге издательство, доверившееся интуиции писателя, только выиграло. После выхода роман получил престижную в среде писателей-фантастов премию «Небьюла» и стал мировым бестселлером. Такая популярность обусловлена сюжетом произведения, который затрагивает сложные проблемы жизни людей с особенностями. Немаловажным здесь является и выбранный жанр – жанр научной фантастики.

Особенности повествования


На момент написания романа Киз знал не понаслышке о тех трудностях, с которыми сталкиваются люди с особенностями развития. В 1957 г. писатель преподавал английский язык в школе для умственно отсталых. Однажды один ученик спросил у него, можно ли будет перейти в обычную школу, если старательно заниматься и стать умнее?

Именно эти события легли в основу сюжета. Однако фантастика здесь является только приемом, при помощи которого писатель показывает жизнь Чарли с разных точек зрения. Значимо здесь и то, что повествование строится от лица главного героя, то есть у Киза есть возможность показать мышление своего персонажа, точнее его постепенное развитие.

Жизнь Чарли протекает параллельно с жизнью мыши Элджернон: только она является единственным живым существом, чья судьба тождественна судьбе главного героя. Животное проходит через стремительное развитие интеллекта, а после этого – через столь же стремительное его угасание. Впоследствии Чарли похоронит мышонка и будет носить цветы на его могилу.

В романе особое значение имеет тема любви. Именно взаимоотношения с женщиной позволяют наиболее ярко показать изменения личности Чарли, пробудить в нем воспоминания о детстве, а также обозначить трагичность ситуации, когда интеллектуальная пропасть между героями становится непреодолимой.

Почему же любовь Чарли и Алисы была обречена?


Эта любовь была обречена по нескольким причинам. Первая, самая очевидная – несмотря на быстрое формирование навыков для «нормальной» жизни в социуме, Чарли в нем просто нет места. Его жизненный опыт слишком уж отличается от опыта среднестатистического человека. Более того, главный герой очень многого не помнит о своей жизни. Эти воспоминания будут возвращаться к нему постепенно, в частности, благодаря общению с Алисой.

Например, мы видим, что он способен строить полноценные отношения, пока дело не доходит до сексуального контакта. Одной из причин страха близости стало травматическое детство. У Чарли была жестокая мать, которая любое проявление сексуальности со стороны ребенка расценивала как патологию. Поэтому любое проявление подобного рода жестоко пресекалось и наказывалось.

Но это только часть проблем. Еще одной стала эмоциональная незрелость Чарли. Его интеллект формируется так быстро, что опережает формирование эмоций. Главный герой умеет анализировать человеческие поступки, но не знает, как себя нужно вести в той или иной ситуации. Вспомним, к примеру, эпизод, когда после одного из первых отказов Алисы он начинает ее ненавидеть, ему хочется, чтобы она ползала перед ним на коленях, но при этом ему хочется обнять ее.

Главный герой не умеет справляться со своими чувствами, ему сложно разрешать те противоречия, с которыми любой постепенно формирующийся человек сталкивается еще в школе. Поэтому страхи и сомнения Алисы по поводу стремительно развивающегося романа вполне обоснованны. Она не понимает, как нужно себя вести с 32-летним мужчиной, который хоть и быстро, но проходит все стадии взросления.

Еще одним камнем преткновения становится интеллект Чарли. Первая крупная ссора происходит как раз из-за того, что девушка перестает понимать возлюбленного. Она замечает значимые изменения в личности Чарли: если раньше он был добр ко всем, то теперь, с увеличением интеллекта, в нем все чаще начинает проявляться цинизм.

Главный герой начинает понимать, что многие люди над ним просто издевались. Если же к нему относились хорошо, то, по мнению Чарли, он просто был выгоден этим людям, т.к. они хотели самоутвердиться за его счет. Он произносит фразу, которую Алиса относит на свой счет: «Рядом с кретином любой смотрится гением!».

Здесь писатель обнажает важную проблему осознания своей неполноценности, которое идет вслед за развитием интеллекта. Но значим не только этот мотив. Значимо и то, что оба героя являются эгоистами. Алиса начинает упрекать Чарли не только в том, что он причисляет ее к корыстным людям, но и в том, что она перестает его понимать, что рядом с ним она кажется себе глупее.

Таким образом, главный герой оказывается действительно прав: их отношения складываются гладко до тех пор, пока девушка может занимать покровительственную позицию. Как только ситуация меняется, происходит надлом. И здесь возникает значимый вопрос: насколько возможны счастливые отношения между двумя амбициозными людьми, чей интеллектуальный уровень не равен?

Таким образом, мы видим, как герой становится заложником собственного интеллекта. Любые попытки социализации и создания полноценной семьи оборачиваются провалом. И ведь действительно, гении часто оказываются одиноки?..

В этом романе нет привычного хэппи-энда, финал оставляет горькое послевкусие. Однако хочется поддержать решение писателя оставить его именно таким. Взлет и постепенное угасание героя дает повод задуматься над вопросом, что делает нас теми, кто мы есть.

А как вам кажется, стоило ли изменить финал? Что в этом романе вас поразило больше всего?

Авторы XX века размышляли о невозможности полноценной коммуникации между людьми. Подобные сюжеты наиболее ярко воплотились в литературе абсурде. Подробнее об этом мы говорим на курсе «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко»:

  • 12 часов лекций
  •  Доступ навсегда
  • Смотрите на любом устройстве
  •  Диплом после прохождения курса

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

ЛИТЕРАТУРА