Время чтения - 2 минуты
Автор - Никита Добряков
«Сто лет одиночества» (1967) – необычный феномен литературы XX века. Его любят, кажется, все – и критики, и простые читатели. Автор получил за него Нобелевскую премию по литературе, а по всему миру продано уже 30 млн экземпляров на 35 языках. Книга, рассказывающая о судьбе семи поколений одной семьи, объединила читателей по обе стороны Атлантики.
Именно после «Ста лет одиночества» возникла мода на литературу Латинской Америки. Что в ней такого и как она смогла стать любимым чтением как интеллектуалов, так и простых рабочих Колумбии? Давайте разбираться.
Кто автор?
Габриэль Гарсия Маркес (1927–2014) – единственный Нобелевский лауреат из Колумбии и человек, создавший современный облик латиноамериканской литературы наравне с Борхесом и Кортасаром. Маркес начинал как журналист, но затем уволился, продал машину, отдал все деньги жене и попросил ее обеспечивать их быт, пока он будет работать над романом. Так началась история «Ста лет одиночества». Книга будет написана за 18 месяцев.
Этот роман – смесь библейского эпоса, античной трагедии, рыцарского романа и латиноамериканских мифов. Тут есть летающие ковры, эпидемии бессонницы и беспамятства, бессмертные военачальники, несмываемые со лбов пепельные кресты, возносящиеся на небо женщины и шаманы. При этом «Сто лет одиночества» – текст о всей Латинской Америке XX века.
Маркеса причисляют в литературе к магическому реализму. Что это такое?
Магический реализм
Магический реализм возникает в XX веке, и в его основе лежит совмещение реалистического повествования с магическими и мистическими элементами.
Мир для магического реалиста двойственный, но не разделенный. В этой литературе на равных правах живет действительное и вымышленное, обыденное и сказочное. Такая двойственность – основа метода Маркеса. В его текстах мы встречаем равнозначное существование мифических событий и исторических реалий.
Магический реализм нащупал важную боль культуры XX века – желание вернуться к истокам, к мифу, к языку сказки и притчи. Это попытка найти симбиоз современности и глубинных основ человеческой культуры.
История Макондо
«Сто лет одиночества» рассказывает историю вымышленного города Макондо, находящегося где-то в Латинской Америке. В нем проходит жизнь семи поколений семьи Буэндиа, история которых будет закончена одновременно с городом. Сначала хочется отдельно отметить язык Маркеса – немного отстраненный, беспристрастный и ничему не удивляющийся. Это позволяет одинаково буднично рассказывать как о мифических, так и о реальных событиях города.
Время
Само время – один из главных героев магического реализма и всей литературы Маркеса. Оно понимается именно с мифологической точки зрения, а не с линейной, как мы привыкли. Его особенность – это цикличность всего движения мира. В самом тексте читаем: «…история этой семьи представляет собой… вращающееся колесо, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не все увеличивающийся и необратимый износ оси».
Цикличность мы видим и в именах героев: детей называют в честь родителей. С одной стороны, это дань традициям Колумбии, с другой – отражение сути цикличного мира Маркеса.
Свободную работу со временем мы видим и в самом сюжете. Помните, как в комнате волшебника Мелькиадеса «всегда март месяц и всегда понедельник», а дождь в Макондо может идти четыре года подряд? К тому же история Макондо построена по мифической схеме эпох: эпоха первотворения, исхода, эпоха дождя, засухи, владычества банановой компании и т.д. Такой прием мы часто видим в мировой мифологии (Египет, Греция и пр.). История Макондо завершается, как и принято в мифе, всеобщей катастрофой.
Народ
Главные герои «Ста лет одиночества» – сам народ Латинской Америки во всем его многообразии, при этом даже у второстепенных героев есть набор особых черт. Например, Хосе Аркадио говорит с призраком, а культовый цыган Мелькиадес воскрес ровно потому, что ему было просто скучно.
Маркес с холодной отчетливостью создает образы людей, замкнутых в самих себе. Казалось бы, бесконечная вереница персонажей и действий должны превратить мир Маркеса в хаос. Но при этом герои Маркеса чувствуют себя невероятно одинокими.
Главное, что им недоступно – чувство любви. Мир как яркий калейдоскоп проносится мимо их глаз, они даже участвуют в происходящем, но как будто остаются отстраненными. И здесь стиль притчи, который позволяет не проговаривать лишние подробности и причинно-следственные связи, подходит как ничто другое.
Маркес чувствует одну из главных проблем человека XX века – одиночество современного человека. В отличие от литературы легких ответов (вроде Коэльо), Маркес оставляет своих персонажей неприкаянными. По Маркесу: «…одиночество — это всеобщее свойство человеческой натуры».
Одиночество Латинской Америки
Мир Латинской Америки в середине XX века – очень отдаленный и отделенный от всего остального мира. Для Маркеса его родной мир – это мир одиночества, в котором попеременно господствует то революция, то диктатура. Душная, замкнутая атмосфера национальной культурной изоляции. И Маркес хочет осмыслить опыт своей страны и создать первый эпос Латинской Америки.
Вся история города Макондо – большой миф о Колумбии, а шире – всей Латинской Америки. Только парадокс в том, что обычно с эпического повествования культура только начинается. Так было в Античности («Илиада» и «Одиссея») и в Европе («Старшая Эдда»).
Но «Сто лет одиночества» же скорее подводит черту под культурой Латинской Америки. Мифологическое время закончилось, и теперь нужно двигаться дальше. Только вот куда – Маркес нам не сказал. Одно ясно: больше такой Латинской Америки нет, ее унесло смерчем.
Несмотря на то, что это история о Латинской Америке, она вызывает живой интерес во всем мире, т.к. через жизнь конкретного города Маркес рассказывает историю всего человеческого рода. И поэтому она находит отклик в сердце любого читателя: от Южной Америки до России.
А что вас зацепило в этом романе? Почему, как вы думаете, он стал так популярен во всем мире?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
Instagram |VK |Facebook |YouTube