Время чтения: 4 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать
Не то, что раньше
Сейчас истории о супергероях собирают полные залы, а финальные «Мстители» занимают второе место в рейтинге самых кассовых фильмов. Это не кино для гиков и фанатов, скорее наоборот. Так было не всегда.
Геройское кино появилось почти шестьдесят лет назад (60, Карл!). Это были мини-сериалы с длинными эпизодами. Серию крутили в кинотеатрах неделю, заканчивалась она открытым финалом, что заставляло зрителей ждать продолжения и снова идти в кино.
Потом снимали и сольные фильмы, но те не отличались качеством. Чтобы показать всё достоверно, требовался немалый бюджет. Тратить его на непопулярные тогда комиксы было некому.
Медленно, но верно ситуация менялась. В 1978 году вышел «Супермен» от DC, в 1989 году — «Бэтмен» Бёртона. В 2000 году мир удивили «Люди Икс», в 2002 году — «Человек-паук». А потом началось время Marvel.
Гений, миллиардер, плейбой, филантроп
Первый фильм о Железном человеке был огромным риском. Студии пришлось задействовать все ресурсы, чтобы снять кино. Провал мог обернуться крахом. Важно было проанализировать успех предыдущих фильмов, узнать, чего на самом деле хочет зритель.
А зритель, тяжело переживающий несчастья нового века (с которыми обычный, человек не мог бы справиться), нуждался в новом герое. Фильмы стали серьезнее, они переосмысливали прошлое и давали надежду на будущее. Эмоции вызывали не спецэффекты, а драматизм.
Marvel умело использовали этот рецепт, раскрывая его по-своему. Темы, интересующие современного человека, были перенесены на экран. Так, в первом фильме раскрывались проблемы вооружения и ситуация на Ближнем Востоке.
Да и сам персонаж Тони Старка невероятно удачно вписался в новые реалии. Вроде бы супергерой, но более близкий и понятный. Он не казался приторно-идеальным, потому как имел очевидные недостатки. Что не только выглядело интересно, но и позволило нам увидеть развитие персонажа. В результате, мы получили не только Железного человека (за которым было приятно наблюдать), но и долю психологизма.
Правда просто снять хороший фильм было недостаточно, требовалось выделиться. Тут помогли шутки и отсылки, а также яркий костюм (Marvel проводили эксперименты с фокус-группой). Но лучше всего, конечно, сработала главная фишка, о которой намекнули ещё в 2008 году и без которой мы сейчас не можем представить Marvel.
Киновселенная
Причина, по которой все знают (и любят) Marvel — это тщательно проработанная киновселенная. Мы не просто видим несколько супергероев на одном экране (как, в принципе, было и с Людьми Икс, и с Фантастической четверкой), но и понимаем— всё связано и подчинено общему сюжету.
С одной стороны, это напоминает первые попытки экранизаций комиксов (вы ещё не забыли про Капитана Марвела?) С другой — в киновселенной всё гораздо сложнее. Мы, конечно, ждём масштабной финальной битвы, но и все предыдущие фильмы — независимые истории.
Подобные кроссоверы были и в комиксах, и в мультфильмах, но в кино такого ещё не делали. Это гарантировало интерес огромной аудитории: как фанатов, которым было бы интересно посмотреть что-то новое, так и тем, кому просто приглянулись сольные фильмы.
Было и мнение, что это уже слишком — зачем смотреть всё, ради одного героя или сюжетной линии? Но тут же, как будто для нашего удобства (хотя почему как будто?) Marvel предложили фазы и саги. Несколько фильмов объединены общей фазой — это пересечение сольных линий героев и битва с общим злодеем. Три фазы формируют сагу, которая тоже основана на общей концепции. Например, фишка мультивселенной — параллельные миры.
Ну а для фанатов Marvel сделали списки по хронологии киновселенной. Туда вошли как фильмы, так и сериалы.
Мультивселенная
Чтобы это работало, нужно учитывать абсолютно всё. Персонажей должны играть те же актёры. Не должно быть сюжетных дыр и логических противоречий, что невероятно сложно в рамках такой огромной вселенной.
Некоторых несостыковок избежать не удалось, но и тут Кевин Файги и Marvel продумано выкрутились — и началась сага о мультивселенной. Этот ход комикс использовал давно — так появились Земля 616, Marvel Zombie и др.
Работа над ошибками
Супергеройская история всегда строится примерно по одной схеме: человек получает какую-то способность и привыкает к ней, переживает нравственный кризис, а в конце борется со злом.
Пресытившись крупными премьерами, мы привыкли ругать за однотипность и Marvel. Но студия всегда обращает внимание на реакцию аудитории, и если что-то идёт не так, меняет подход.
После успешных первых «Мстителей» фильмы стали похожими друг на друга. Казалось, что так будет всегда, но «Первый мститель: противостояние» братьев Руссо выглядел уже иначе — какой-то победы добра не случилось, а большую часть времени персонажи дрались друг с другом.
Да и неизменную формулу супергеройского фильма Marvel научились повторять в разных жанрах: «Стражи Галактики» — это космическая опера, а «Первый мститель» — шпионский триллер. Не говоря уже о сериалах, которые в принципе экспериментальны. Хотите нуарный детектив или драму, замаскированную под ситком? Вот вам «Джессика Джонс» и «Ванда Вижн!»
Режиссерам стали давать больше свободы. Сложно, например, не узнать шутки Тайки Вайтити в «Торе» или не увидеть мистического Скотта Дерриксона в «Докторе Стрэндже».
Разнообразие коснулось не только жанров. Кино Marvel перестает быть исключительно американским. Мы, например, уже увидели, «Черную пантеру» и «Шан Чи». Постепенно фильмы расширяют границы киновселенной. У нее есть все шансы стать столь же разнообразной, что и наш мир. И как не полюбить её после этого?