Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему все любят фильмы Marvel

Люди разные, поэтому и смотрят разные фильмы. Но как бы сильно вкусы ни отличались, все знают Спайдермена, Железного человека, Халка и Доктора Стрэнджа. Скорее всего, и у вас есть любимчик в Marvel. Но почему фильмы студии стали настолько популярными?

Время чтения: 4 минуты

Не то, что раньше


Сейчас истории о супергероях собирают полные залы, а финальные «Мстители» занимают второе место в рейтинге самых кассовых фильмов. Это не кино для гиков и фанатов, скорее наоборот. Так было не всегда.

Геройское кино появилось почти шестьдесят лет назад (60, Карл!). Это были мини-сериалы с длинными эпизодами. Серию крутили в кинотеатрах неделю, заканчивалась она открытым финалом, что заставляло зрителей ждать продолжения и снова идти в кино.

Первый мини-сериал о супергерое «Приключения Капитана Марвела», 1941 г., студия Republic Pictures

Потом снимали и сольные фильмы, но те не отличались качеством. Чтобы показать всё достоверно, требовался немалый бюджет. Тратить его на непопулярные тогда комиксы было некому.

Медленно, но верно ситуация менялась. В 1978 году вышел «Супермен» от DC, в 1989 году — «Бэтмен» Бёртона. В 2000 году мир удивили «Люди Икс», в 2002 году — «Человек-паук». А потом началось время Marvel.

Гений, миллиардер, плейбой, филантроп


Первый фильм о Железном человеке был огромным риском. Студии пришлось задействовать все ресурсы, чтобы снять кино. Провал мог обернуться крахом. Важно было проанализировать успех предыдущих фильмов, узнать, чего на самом деле хочет зритель.

Узнайте больше о том, как создавались любимые фильмы и сериалы. Ловите нашу бесплатную программу курсов, чтобы разбираться в кино как настоящий кинокритик!

А зритель, тяжело переживающий несчастья нового века (с которыми обычный, человек не мог бы справиться), нуждался в новом герое. Фильмы стали серьезнее, они переосмысливали прошлое и давали надежду на будущее. Эмоции вызывали не спецэффекты, а драматизм.

Marvel умело использовали этот рецепт, раскрывая его по-своему. Темы, интересующие современного человека, были перенесены на экран. Так, в первом фильме раскрывались проблемы вооружения и ситуация на Ближнем Востоке.

Да и сам персонаж Тони Старка невероятно удачно вписался в новые реалии. Вроде бы супергерой, но более близкий и понятный. Он не казался приторно-идеальным, потому как имел очевидные недостатки. Что не только выглядело интересно, но и позволило нам увидеть развитие персонажа. В результате, мы получили не только Железного человека (за которым было приятно наблюдать), но и долю психологизма.


Правда просто снять хороший фильм было недостаточно, требовалось выделиться. Тут помогли шутки и отсылки, а также яркий костюм (Marvel проводили эксперименты с фокус-группой). Но лучше всего, конечно, сработала главная фишка, о которой намекнули ещё в 2008 году и без которой мы сейчас не можем представить Marvel.

Киновселенная


Причина, по которой все знают (и любят) Marvel — это тщательно проработанная киновселенная. Мы не просто видим несколько супергероев на одном экране (как, в принципе, было и с Людьми Икс, и с Фантастической четверкой), но и понимаем— всё связано и подчинено общему сюжету.

С одной стороны, это напоминает первые попытки экранизаций комиксов (вы ещё не забыли про Капитана Марвела?) С другой — в киновселенной всё гораздо сложнее. Мы, конечно, ждём масштабной финальной битвы, но и все предыдущие фильмы — независимые истории.

Подобные кроссоверы были и в комиксах, и в мультфильмах, но в кино такого ещё не делали. Это гарантировало интерес огромной аудитории: как фанатов, которым было бы интересно посмотреть что-то новое, так и тем, кому просто приглянулись сольные фильмы.

Было и мнение, что это уже слишком — зачем смотреть всё, ради одного героя или сюжетной линии? Но тут же, как будто для нашего удобства (хотя почему как будто?) Marvel предложили фазы и саги. Несколько фильмов объединены общей фазой — это пересечение сольных линий героев и битва с общим злодеем. Три фазы формируют сагу, которая тоже основана на общей концепции. Например, фишка мультивселенной — параллельные миры.

Ну а для фанатов Marvel сделали списки по хронологии киновселенной. Туда вошли как фильмы, так и сериалы.

Мультивселенная


Чтобы это работало, нужно учитывать абсолютно всё. Персонажей должны играть те же актёры. Не должно быть сюжетных дыр и логических противоречий, что невероятно сложно в рамках такой огромной вселенной.

Некоторых несостыковок избежать не удалось, но и тут Кевин Файги и Marvel продумано выкрутились — и началась сага о мультивселенной. Этот ход комикс использовал давно — так появились Земля 616, Marvel Zombie и др.


Когда ты одновременно в Marvel, Disney и Sony

Работа над ошибками


Супергеройская история всегда строится примерно по одной схеме: человек получает какую-то способность и привыкает к ней, переживает нравственный кризис, а в конце борется со злом.

Пресытившись крупными премьерами, мы привыкли ругать за однотипность и Marvel. Но студия всегда обращает внимание на реакцию аудитории, и если что-то идёт не так, меняет подход.

После успешных первых «Мстителей» фильмы стали похожими друг на друга. Казалось, что так будет всегда, но «Первый мститель: противостояние» братьев Руссо выглядел уже иначе — какой-то победы добра не случилось, а большую часть времени персонажи дрались друг с другом.

Да и неизменную формулу супергеройского фильма Marvel научились повторять в разных жанрах: «Стражи Галактики» — это космическая опера, а «Первый мститель» — шпионский триллер. Не говоря уже о сериалах, которые в принципе экспериментальны. Хотите нуарный детектив или драму, замаскированную под ситком? Вот вам «Джессика Джонс» и «Ванда Вижн!»

Локи доволен тем, что у него свой сериал. А мы-то как довольны!

Режиссерам стали давать больше свободы. Сложно, например, не узнать шутки Тайки Вайтити в «Торе» или не увидеть мистического Скотта Дерриксона в «Докторе Стрэндже».

Разнообразие коснулось не только жанров. Кино Marvel перестает быть исключительно американским. Мы, например, уже увидели, «Черную пантеру» и «Шан Чи». Постепенно фильмы расширяют границы киновселенной. У нее есть все шансы стать столь же разнообразной, что и наш мир. И как не полюбить её после этого?

Понравилась статья?
Читайте также о мире кино и сериалов здесь.

Для всех фанатов Marvel видео нашего проекта о философии Таноса:


Правое полушарие Интроверта
КИНЕМАТОГРАФ