Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл романа Фаулза «Коллекционер»?

Джон Фаулз, британский писатель XX века, зарекомендовал себя как мастер психологической прозы. Как роман «Коллекционер» исследует темы обсессивной любви, свободы и психологического давления, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

История создания романа

Роман «Коллекционер» занимает особое место в творческой биографии Джона Фаулза. Это первый опубликованный роман писателя. Когда «Коллекционер» вышел в 1963 году, он сразу принёс автору широкую известность. «Коллекционер» стал своеобразным прорывом в его литературной карьере и определил его дальнейший путь как писателя.

История создания романа уникальна. Фаулз начал работу над «Коллекционером» в период, когда он преподавал английский язык в колледже. Идея романа пришла к нему после просмотра телевизионного репортажа о похищении. Фаулз был поражен поступком похитителя и решил исследовать эту тему в своём произведении.

Авторская интенция Фаулза заключалась в том, чтобы показать сложность человеческих отношений. Он хотел исследовать глубинные мотивы, которые могут побудить обычного человека на преступление.

Создавая «Коллекционера», Фаулз экспериментировал с формой романа. Он использовал два различных нарратива для изложения истории, что позволило читателям глубже понять внутренний мир главных героев. Этот приём стал одной из отличительных черт его стиля.
Джон Фаулз

Композиция романа

Сюжет романа крутится вокруг двух главных персонажей: Фредерика Клегга, ничем не примечательного клерка и коллекционера бабочек, и Миранды Грей, молодой и красивой студентки-художницы. Фредерик одержим Мирандой и, используя выигранные в лотерею деньги, похищает её и сажает в подвал своего дома.

Композиционно роман разделён на четыре части. Первая и третья части рассказаны от лица Фредерика, вторая и четвёртая — от лица Миранды. Это чередование взглядов на одну и ту же историю позволяет читателю глубже понять внутренний мир каждого из героев. Так, читатель складывает полноценную картину происходящего.
Фильм «Коллекционер» (1965)

Смысл названия

Название «Коллекционер» метафорично. С одной стороны, оно напрямую относится к главному герою Фредерику Клеггу, увлеченному коллекционеру бабочек. Однако, в более широком смысле, Фредерик становится «коллекционером» не только бабочек, но и чужих человеческих судеб, стремясь «поймать» Миранду для своей коллекции.

Основная проблематика романа касается тем обсессивной любви, свободы и власти. Фаулз исследует, как одержимость и желание «владеть» могут привести к потере человечности и моральных ориентиров. Через отношения Фредерика и Миранды автор показывает, как это желание разрушает не только жизнь жертвы, но и самого «коллекционера».
Фильм «Коллекционер» (1965)

Свобода и искусство

Проблема искусства в романе представлена через Миранду Грей, студентку-художницу. Искусство для неё — это не только способ самовыражения, но и средство познания мира и себя в нём. Она видит искусство как инструмент свободы. Однако, оказавшись в заточении у Фредерика, Миранда лишается возможности заниматься искусством и теряет свободу и себя.

Свобода — ключевая тема романа. Для Миранды свобода — это возможность жить согласно своим убеждениям. Интересно, что Фредерик, который физически ограничивает свободу Миранды, сам является пленником своих обсессий. Фаулз показывает, что отсутствие внутренней свободы может привести к духовному упадку и моральной деградации.
Хотите сдать сессию и не прочитать ни одной нудной книжки? Все готовые ответы к вашему экзамену уже есть в саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц – считайте, сессию вы уже закрыли.
Может ли быть «смерть» рассказчиком? Подробнее об этом в статье:

Какой была Смерть в «Книжном воре» Зусака?
ЛИТЕРАТУРА