Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Когда умер автор?

Фразу «автор мёртв», наверное, слышал каждый. Но кто придумал эту концепцию? Почему автора вообще нужно было убивать? Отвечаем на эти и другие вопросы в статье.
Время чтения: 3 минуты.

Кто решил убить автора?

Концепция «смерти» автора была впервые представлена в работе французского литературного критика Ролана Бартa в 1967 году. С тех пор она стала центральным понятием в литературных исследованиях постструктуралистов, впоследствии распространившись и на философию. антропологию и культурную теорию.
Барт занимался исследованиями массовой культуры, мифологии, языка и знаковых систем. Он считал, что важно разобраться, каким образом создаются культурные символы и значения, как они распространяются и укореняются в сознании людей. Его сборник эссе «Мифологии», вышедший в 1957, представляет собой исследование современных мифов и символик: он выстроил свою теорию относительно появления нового обозначаемого, скрывающегося за старым знаком. Этот сборник перекликался с «Механической невестой» Маршалла Маклюэна, который тоже занимался исследованием медиа и их влияния на человека.
Схожую идею высказывал поэт Стефан Малларме: он считал, что в стихах и прозе говорит не сам литератор, а язык, которым от пользуется для создания текста. Барт развивает эту идею: «Скриптор, пришедший на смену Автору, несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки».

Структурализм, постструктурализм и постмодернизм

Важно, что Барт успел за свою жизнь побывать в обоих лагерях этих философских направлений. Структурализм опирался на «лингвистический поворот» науки середины 20 века, а социальный мир, по мнению теоретиков, нужно было рассматривать через призму бесконечных связей структур, из которых он состоит. Культура и общество рассматривались как знаковые системы, которые будучи бессознательными, создают представления человека о себе.
Постструктуралисты стремились преодолеть философский подход своих предшественников. Выходя за пределы структур, они указывали, что детерминистический подход перестал быть актуален в современном мире: невозможно постоянно сводить некое следствие к некой причине. В любой момент структуру можно перестроить, разрушить и воссоздать на её месте отличную систему. Постструктурализм давал больше свободы и возможности для интерпретации.
Основой идей постструктуралистов стало понятие «дискурс» — живая речь, смысл которой меняется в зависимости от факторов: кто говорит, с кем, на каком языке, когда и т. д.
Вам не нужно читать десятки книг, чтобы разобраться в сложных философских терминах — мы сделали это за вас. Смотрите курс, чтобы понять, какие аргументы можно приводить в спорах со знакомыми и друзьями:
Постструктурализм в целом и Барта в частности нередко называют предтечами метамодернизма: отказ от надёжности структур, смерть автора и Бога. Жак Деррида дал определение: «Вне текста не существует ничего». А этот текст сплетается воедино из обилия отдельных нарративов, которые постоянно заимствуют что-то друг у друга и цитируют культуру, историю, науку и самих себя

Что даёт смерть автора?

Фраза «автор умер» означает отказ от авторского «я», его главенства над получившимся текстом. Произведение становится самостоятельным и независимым от автора, отделяясь от своего создателя. Авторство и возможные вкладываемые смыслы исчезают, уступая место интерпретации, основанной на читательском опыте. По сути, автор становится «скриптором», который записывает (или создаёт другими путями) произведение и выпускает его в мир. Это значит, что при анализе нужно отказаться от биографического метода — присутствие создателя и его роль в дальнейшей жизни и интерпретации произведения снижается до нуля.
Барт отдаёт приоритет читательскому опыту, который позволяет бесконечно интерпретировать одно и то же произведение: каждый человек имеет собственный бэкграунд, а значит, видит в тексте разные значения. Культурные и сюжетные заимствования, которые так или иначе проявляются в тексте, не очевидны всем — кто-то может даже не заметить отсылки или цитаты из-за незнания первоисточника. Как пишет Барт, «Читатель — это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо». Кроме того, его концепция обеспечивает возможность переосмысления со стороны новых поколений.
Концепция «смерти» автора имеет большое значение для современного понимания искусства и творчества. Если мы считаем, что произведение остается связанным с автором, то мы автоматически ограничиваем его исторический и социальный контекст. Мы исходим из знаний, которыми обладал автор на момент создания текста, картины, экспоната или другого произведения искусства. Однако если рассматривать произведение как независимое от авторских интенций, то оно актуализируется в нашем собственном времени и контексте, приобретая новые смыслы и посылы.

Критика

Концепция смерти автора дает читателям свободу интерпретации, но вместе с этим приходит проблема: можно ли вырывать слова из контекста? Если отстранить автора от произведения, то его тексты могут оказаться представленными в неверном свете, оказаться искажёнными до неузнаваемости.
Есть множество фраз, которые стали общеизвестными далеко за пределами философии. Рассказываем про знаменитую цитату Сократа в нашем материале:
«Я знаю, что я ничего не знаю»: что на самом деле имел ввиду Сократ?
О великих философах от Платона до Ницше — в видео нашего проекта:
ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРА