Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Гоббс называл государство левиафаном

Томас Гоббс — философ XVII века, известный своими работами по теории государства и политической философии. Его труд под названием «Левиафан» концептуализирует государство как огромное мифическое существо, которое символизирует силу и власть. Рассказываем, почему Гоббс назвал государство именно так.
Время чтения: 4 минуты.

Кто такой Томас Гоббс?

Томас Гоббс — один из крупнейших представителей европейской философии XVII века. Он известен своими работами в области политической философии, этики, права и гражданской общественности.
Томас Гоббс
Его детство интересно тем, что он родился раньше срока — позже философ писал: «моя мать родила близнецов: меня и страх». Этот гоббсовский страх можно считать зачатком метафоры государства-левиафана, внушающего страх посредством войн и законов. К тому же, здесь нужно упомянуть и раздиравшие Европу в то время распри на почве религии: они оставили отпечаток на всех мыслителях 18 века. На его юность пришлись французские волнения, связанные с Генрихом IV, доносившиеся и до английских берегов. Поэтому неудивительно, что он пришёл к идее «войны всех против всех» и стал искать пути примирения эгоистичных людей — хотя бы теоретические.
Его труд «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», который для краткости называют просто «Левиафан», вышел в 1651 году. Это было после того, как Кромвель завершил свою кровавую революцию.

Естественный человек

Гоббс считал, что в своём естественном состоянии человек всегда руководствуется принципом «войны против всех». Это происходит, когда люди живут без какого-либо правительства и права. При таком раскладе каждый человек стремится к своей выгоде, без долгих обдумываний использует силовые методы для достижения своих целей. По Гоббсу, только создание государства может предотвратить хаос и насилие — оно сможет защитить людей от самих себя посредством законодательной власти.
Гоббсовская теория подразумевает, что люди добровольно отдают свою «естественную» власть и свободу государству в обмен на защиту и безопасность. Заключается общественный договор народа и власти.

Государство Гоббса

Основные принципы государства, по Гоббсу, включают абсолютную власть государства над своими гражданами, идею, что государство действует в интересах общества в целом, и соглашение между государством и народом, которое определяет права и обязанности каждой стороны.
При этом его аргументация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Обычно подразумевается, что существуют условные граждане, которые заключают общественный договор с кем-то для собственного благополучия. Гоббс же предполагает, что граждане появляются именно в момент появления такого соглашения, когда они добровольно передают часть своей власти в руки суверена, ограничивая свои свободы.
Гоббс считал, что государство должно быть сильным и абсолютным. Это необходимо, чтобы предотвращать любые попытки восстания и сохранять социальную стабильность. Он утверждал, что государство имеет право на насилие, если оно необходимо, чтобы защитить граждан и сохранить порядок. ется как огромное мифическое существо, символизирующее силу и власть.

Почему «Левиафан»?

На титульном листе книги — сложный символический рисунок. Наверху идет надпись по-латыни «Нет на земле власти, которая бы сравнилась с ним». Это из библейской Книги Иова, и слова эти относятся как раз к морскому чудовищу — левиафану.
Титульный лист издания 1651 года. Автор обложки — Абрахам Босс
Во введении философ написал, что человек подражает Богу. Однако там, где Бог создал природу и ему подобных людей, человек создал государство-левиафана.
Библейский левиафан — гигантское морское чудовище, созданное Богом в качестве символа его могущества и силы. В книге Иова говорится: «Нет на земле подобного ему — создания, которому страх неведом». Страх неведом и гоббсовскому государству, которое невозможно победить руками тех, кто его создал. Левиафан как символ представляет собой мощный образ, который должен внушать гражданам страх перед властью. К тому же, левиафан — морское чудовище. Англия как раз была колониальной державой, господствовавшей над далекими морями и океанами. Неудивительно, что Гоббс выбрал левиафана для того, чтобы показать, каким он представляет суть английского государства.

Критика

Концепция государства-левиафана подвергалась сомнению другими философами, они называли её антигуманной и не одобряли акцент на силовые методы решения возникающих проблем. Одним из наиболее известных критиков Гоббса был Жан-Жак Руссо.
Руссо отвергал Гоббсовскую концепцию государства и считал, что единственным способом создания справедливого общества является включение граждан в процесс власти. Проще говоря, демократия. Он говорил, что такой общественный договор создаст более справедливое общество, чем монархическое государство, которое базируется на власти и силе.
Завтра экзамен по философии, и вы в панике пытаетесь вспомнить идеи Канта и Гегеля? С саммари «История философии: от античности до наших дней» вы подготовитесь к экзамену за ночь. Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Есть множество фраз, которые стали общеизвестными далеко за пределами философии. Рассказываем про знаменитую цитату Сократа в нашем материале:
«Я знаю, что я ничего не знаю»: что на самом деле имел ввиду Сократ?
ФИЛОСОФИЯ