Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Кристобаль Баленсиага — величайший кутюрье в истории

Есть те, кого мы называем гениями моды. А есть Кристобаль Баленсиага — гений для гениев. Именно он стал учителем и вдохновителем знаменитых модельеров. Его называли «кутюрье всех кутюрье» и «Пикассо от мира моды». Рассказываем, за что Баленсиагу так ценили современники.

Время чтения: 4 минуты

За любовь к высокой моде

Одежда рано стала частью жизни Баленсиаги — его мать работала швеёй и привила ему любовь к работе с тканью. Когда отец умер, она взяла сына к себе в помощники. Так проще было содержать семью — 11-летний Кристобаль жил с младшим братом и сестрой.
Одной из клиенток матери была маркиза де Каса Торрес. Та приезжала в испанскую деревушку на лето и заказывала платья. Именно она заметила талант, интерес и бережное отношение Баленсиаги. Маркиза стала его покровительницей: отправила учиться в ателье и помогла получить профессиональное образование.
Эти две женщины — мать, девичьей фамилией которой Баленсиага назвал свой первый бутик, и элегантная маркиза — повлияли на стиль Баленсиаги. Тонко чувствующий красоту и внимательный к деталям, он создавал одежду исключительно от кутюр. Никогда не жертвуя качеством и всегда оставаясь верным себе.
Всё, что вы хотели узнать о легендарных кутюрье, уже есть в нашем курсе:

За талант и новаторство

Впрочем, его талант признавался, и богатые аристократки с удовольствием покупали одежду Баленсиаги. Всё потому, что он создавал не только красивые, но и по-настоящему новые вещи. Таких не просто ни у кого не было — о них тогда даже ещё не мечтали.
Так, в противовес диоровскому New Look — который, кстати, тоже был вдохновлён коллекцией «Инфанты» Баленсиаги — он предложил силуэт Baby Doll. Это были платья трапециевидной формы со свободной талией и укороченной длиной.
«Инфанты»
Баленсиага придумал и знаменитое «пальто Грейс Келли», оно же «кокон». Свободное в талии, к низу пальто немного сужалось, что было одновременно удобно и элегантно. Такой образ подчёркивал индивидуальность.
Именно Баленсиага, экспериментируя с формой, решился на декольтированную спину. Он изобрёл рукав в три четверти — «браслетный рукав». Массивные украшения подчеркивали руки модниц, а воротник-стойка удлинял их шеи.
Список модных открытий Кристобаля Баленсиаги невероятно велик. Это и жакеты с объёмными спинками, и блузы без воротников, и юбки-баллоны, и накидки с капюшоном, платья-павлины, а также прямые платья I-образного силуэта.

За самобытность и индивидуальность

Одежда Баленсиаги была разной. Одевая женщин, он не стремился загнать их в рамки, а, наоборот, освобождал от стандартов, повторяющихся штампов, неудобных корсетов и вставок. Учитывая особенности своих клиенток, кутюрье подчёркивал их красоту и внутреннюю силу.
При этом сам он оставался Кристобалем Баленсиагой. Например, в его творениях было много испанского колорита. Он создал целую коллекцию, вдохновившись творчеством испанского художника Диего Веласкеса. Художник писал в стиле барокко, используя яркие и контрастные цвета. «Инфанты» действительно напоминали утонченные портреты Веласкеса: бархат и атлас благородных оттенков, кружевные аппликации и выигрышные силуэты. А ещё Баленсиага умело вплетал детали национальных образов в свои. Например, использовал традиционные широкие баски («оборки»).
Он очень любил плотные ткани и чёрный цвет, к которому всегда относился с трепетом. «Это был не просто чёрный, а такой чёрный, который сражал нас наповал. Густой испанский чёрный, почти бархатный, ночь без звёзд. После него обычный чёрный кажется серым», — писала Кармель Сноу, редактор Harper's Bazaar.

За мастерство во всём

По воспоминаниям современников, Баленсиага был единственным кутюрье, который мог заниматься одеждой на всех этапах: нарисовать эскиз, определить количество ткани, выкроить материал и сшить всё это вручную. И на каждом этапе он стремился к идеалу. «Модельер должен быть архитектором в эскизах, скульптором в форме, художником в цвете, музыкантом в гармонии и философом в чувстве меры», — говорил сам Кристобаль Баленсиага.
Он с первого раза безошибочно называл количество необходимого материала. Марлен Дитрих отмечала: «Первая примерка у Баленсиаги смотрится точно так же, как третья у любого другого мастера». А в каждой новой коллекции дома Balenciaga обязательно было два-три наряда, изготовленных полностью руками великого кутюрье.
Сегодня название Balenciaga скорее ассоциируется с брендом, чем с его создателем. А люди, которые не интересуются модой, слышали о нём совсем мало — эта фамилия звучит реже, чем, например, Шанель или Диор. Но без таланта Кристобаля Баленсиаги не было бы ни диоровского New Look, ни платьев-трапеций Ив Сен-Лорана, ни современной нам моды. Даже героини Ремарка немыслимы без платьев Баленсиага!

Нравится читать о моде? Ещё больше интересного в нашей статье:
Джон Гальяно: 5 самых ярких коллекций гламурного бунтаря
Как и почему меняется мода, обсуждаем в подкасте нашего проекта, записанном совместно с Befree:

Правое полушарие Интроверта

МОДА