До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Божественную комедию» Данте должен прочитать каждый

«Божественная комедия» — это одно из самых значимых литературных произведений в истории. В ней Данте использует новые для своего времени приёмы, которые повлияли на развитие не только итальянской, но и мировой литературы. Разбираемся, зачем брать эту книгу в руки сегодня.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Эпохальность

«Божественная комедия» уникальна для своего времени. Это произведение появилось на стыке раннего Ренессанса и позднего Средневековья, в период, когда в Италии не было толком ни поэзии, ни эпоса. Хотя в других европейских странах писались масштабные эпические поэмы и романы, итальянцы не имели собственного текста, который мог бы встать в один ряд с гомеровскими «Илиадой» и «Одиссеей». Для сравнения, скандинавскую «Песнь о Нибелунгах» и французскую «Песнь о Роланде» знали и жители этих стран, и читатели по всей Европе. Благодаря Данте итальянская литература наконец заняла своё место в мировой культуре.
Из-за скитаний по Италии Данте знал, что во всех регионах страны были свои диалекты, зачастую сильно отличающиеся друг от друга. Знал он и то, что большинство трудов по философии и истории писалось на языке церкви — латыни. «Божественная комедия» написана на «сборном» итальянском, основанном на одном из региональных диалектов с заимствованиями из других диалектов и латыни. А после выхода двух частей поэмы в 1315 году у других авторов тоже появилась возможность отойти от латыни и публиковаться на родном итальянском. Можно сравнить поэта с Пушкиным: они оба создали литературный язык своих стран. Во Франции итальянский даже называют la langue de Dante, «язык Данте».
Данте создал новый стиль, основанный на использовании терцетов — рифмованных строф из трёх строк. Эта новая форма поэзии была новшеством в литературе и позже её использовали поэты по всему миру, особенно в Англии.

Мост между культурами

В итальянских школах Данте начинают читать в средней школе и заканчивают — в старшей. «Божественная комедия» оказала серьёзное влияние на итальянскую культуру, поэтому её детально разбирают до сих пор. Отдельные части поэмы даже учат наизусть. Крылатые цитаты из неё известны многим образованным людям, а среди итальянцев сложно найти человека, который не был бы знаком с историей написания поэмы. Существуют целые сайты, посвященные поиску реальных мест, которые служили прообразами для Данте при описании местности, по которой путешествуют поэт и Вергилий.
В «Божественной комедии» отражены философские и религиозные взгляды, которые были распространены в средневековой Италии. Поэтому поэма часто используется для того, чтобы показать изменяющееся с течением времени отношение человека к этике и морали, концепту свободной воли и жизни после смерти. С помощью символов и образов поэт вкладывает двойное значение в строки поэмы, которые нужно расшифровать для понимания его замысла. Прочтение «Божественной комедии» — хороший вариант для знакомства с художественными интерпретациями сложных философских вопросов.

Отображение истории

Если читать «Божественную комедию» внимательно, то можно увидеть не только средневековые представления про Рай, Ад и Чистилище. Данте не скрывает своего отношения к политике и буржуазии. Какое-то время он сам был политиком в родной Флоренции, которую ему пришлось покинуть и удалиться в изгнание. Это, естественно, оставило след в его работах.
Например, душа греховного папы Николая III принимает идущего по восьмому кругу ада поэта за Бонифация VIII, который был во главе римской церкви во время написания поэмы. Здесь явно видна личная неприязнь к папе: Данте считал его одним из виновников своего изгнания из Флоренции.
Данте выносит на суд читателей и средневековые представления о науке, о небесных телах и мироустройстве. Он описывает некоторые современные для него технологии — плотины, мельницы, часы. Это не центральный фокус «Божественной комедии», но внимательный читатель замечает эти небольшие детали и в его голове складывается единая картина о мире перед Ренессансом.

Любовь

Вечная тема любви — центральная в «Божественной комедии». На самом деле отношения Беатриче и Данте Алигьери не существовали вовсе, он видел девушку лишь несколько раз в жизни. Однако она была его музой и вдохновляла на написание произведений. У современного читателя эта влюблённость может вызвать недоумение. Однако после того, как он читает посвященные Беатриче строки или прослеживает её появления во всей творческой деятельности Данте, ему становится очевидно, что эти чувства были глубокими и искренними.
Данте возводит Беатриче в ранг святых, она становится проводницей по части Чистилища и всему Раю. Вергилий, который приходит к Данте в начале поэмы, называет её имя — и только после этого поэт окончательно соглашается отправиться в путь. Большинство исследователей считают, что беззаветная любовь к Беатриче — олицетворение религиозной любви к Богу, которая очищает душу.
Сравнения Беатриче с путеводной звездой, восхваление её неземной красоты подводят к символическому финалу «Божественной комедии». Войдя в Рай и познав благодать, Данте заканчивает поэму строкой, описывающей его понимание любви во всех смыслах: «Любовь, что движет солнце и светила».
ЛИТЕРАТУРА