Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Тор-4»: что это было?

❗️ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ❗️
Автор Анна Макарова 

Величественный Тор снова на больших экранах. Мнения о четвертом сольном фильме про героя, вдохновленного скандинавской мифологией, разделились: одни остались в восторге, другие — в полном недоумении. Давайте разберем, как развивался Тор внутри киновселенной Marvel и как его изменил режиссер Тайка Вайтити.

Авторское кино?


Кажется, многомиллионный блокбастер от Marvel не может отражать режиссерский стиль. Студия, ставшая главным кинематографическим «парком аттракционов», просто не ставит себе такой задачи. Однако Тайка Вайтити еще в фильме «Тор: Рагнарек» доказал, что массовое кино тоже может иметь ярко выраженную авторскую интонацию.

Именно Вайтити сделал достаточно претенциозную историю о боге грома более легкой, ироничной и тонкой. Кажется, что в новом «Торе» ему дали полную свободу, и это неудивительно: «Тор: Рагнарек» принес франшизе больше денег, чем обе предыдущие части.

В итоге новый фильм оказался еще более абсурдным, пестрым и пародийным — некоторым зрителям это даже показалось чрезмерным. А другие радостно отправились вместе с героями в новое путешествие по радуге на туристическом кораблике, запряженном двумя неистово кричащими козлами.

«Тор-4»: что это было?

Я Тор, сын Одина!


Тор Одинсон — старожил киновселенной Marvel. Первый сольный фильм о нем вышел в далеком 2011 г. и стал 4-й картиной франшизы, которая только набирала обороты, а затем Тор отлично вписался в команду Мстителей.

В первом сольнике против бога грома выступал его обаятельный брат Локи, и для многих зрителей именно герой Тома Хиддлстона стал главным открытием фильма. Сам же Крис Хемсворт выглядел, безусловно, богоподобно, но довольно скучно на фоне неоднозначного брата. А Натали Портман, сыгравшая возлюбленную Тора Джейн Фостер, казалась несколько чужеродной.

С развитием киновселенной становилось понятно, что герой Криса Хемсворта зашел в тупик. Но в 2017 г. Тайка Вайтити нашел из него выход — юмор.

Крис Хемсворт сам признавался, что считал Тора скучным, до того как в проект пришел Вайтити. Актер справедливо подмечал, что его герой не развивается и не показывается зрителям с какой-то новой, неожиданной стороны. Выяснилось, что Вайтити думал так же, поэтому они вместе начали кардинально менять образ персонажа и интонацию фильмов о нем.

Хемсворт вспоминает:
Каждый раз, когда было скучно, мы шли в другом направлении.

Куда же они в итоге пришли?

«Тор-4»: что это было?

Свой в доску бог


Если третий фильм о Торе перезапустил историю, то четвертый стал полноценной самопародией. Создатели то и дело иронизируют над тем самым «скучным Тором», которого они оставили в прошлом. И тут в ход идут все средства.

Во-первых, «Тор: любовь и гром» имеет рамочную структуру: перед нами история внутри истории, легенда о бесстрашном и могущественном герое. Нарочито серьезный и пафосный голос рассказчика постоянно контрастирует с тем, что зрители видят на экране, создавая комический эффект.

«Очеловеченный» герой классического мифа, по своему архетипу подобный Гераклу или Одиссею, оказывается совсем не таким идеальным, как о нем рассказывают.

Во-вторых, новый фильм Вайтити — это, безусловно, постмодернистское кино, наслаждающееся разного рода отсылками. Помимо общей атмосферы фантастики 80-х, которую все отметили еще в «Рагнареке», создатели пародируют даже культовую рекламу Volvo с Жан-Клодом Ван Даммом. Пожалуй, еще никто из Marvel не позволял себе хулиганство такого уровня.

В целом, в фильме «Тор: любовь и гром» Вайтити низвергает любой пафос, превращая его в настоящий китч. Особенно показателен в этом плане эпизод во Всемогущем городе: пристанище всех богов оказывается сборищем нелепых бездельников со всех краев вселенной. А главный на этой вечной вечеринке — Зевс Громовержец в гротескном исполнении Рассела Кроу.

👉После наших курсов для тех, кто хочет вести блог о кино вы перестанете удивляться путешествиям по радуге на кричащих козлах. 😁 Вы разберетесь, как анализировать сценарий, работу режиссера и монтаж и выражать свое мнение о кино.

«Тор-4»: что это было?

Щепотка драмы


Ближе и понятнее Тора делает не только юмор: бога «спускают с небес» еще и с помощью обычной человеческой драмы.

С одной стороны, сам герой Криса Хемсворта переживает настоящий экзистенциальный кризис. Он не понимает, ради чего живет, и страдает по утраченной любви.

С другой стороны, его возлюбленная находится в безвыходном положении: у Джейн Фостер обнаружили рак.

Стоит заметить, что даже Натали Портман, которая казалась незаинтересованной в прошлых фильмах о «Торе», в новой серии выглядит уместно. Вероятно, связано это именно с тем, что на этот раз актрисе было что играть.

Тайка Вайтити славится своим умением совмещать смешное и грустное, сентиментальное и страшное. Поэтому смерть, как и всё в этом красочном и по-хорошему безумном фильме, несколько «мультяшна» и нереальна, хотя вполне драматично отыграна как Хемсвортом, так и Портман.

«Тор-4»: что это было?

Так что же это было?


Marvel, пожалуй, главный поставщик современных мифов. Во всяком случае, самый популярный и влиятельный. Студия давно научилась рассказывать универсальные сказки на любой вкус. Именно стремление к универсальности неизбежно повлекло за собой некоторую шаблонность образов и сюжетов. Но у Вайтити получилось вырваться за эти рамки.

«Тор: любовь и гром» — это, безусловно, еще одна сказка. Но она не уходит в супергеройский пафос или душную серьезность, чем грешат некоторые фильмы Четвертой фазы (вспомним «Вечных»). А общая китчевость нового «Тора» парадоксально не мешает ему говорить со зрителями о серьезных вещах: любви, смерти, смысле жизни.
Тору определенно идет быть слегка комичным и нелепым.

«Тор-4»: что это было?

«Шекспировские страсти», над которыми в свое время также насмехался Тони Старк, остались в прошлом, уступив место чему-то более сложному и вместе с тем забавному.
Замените просмотр трейлеров на наши курсы для тех, кто хочет вести блог о кино, и после похода на фильм друзья будут слушать вас с открытым ртом.

Правое полушарие Интроверта