Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему каждый должен посмотреть «Человека-Бензопилу»?

«Человек-бензопила» — не просто экранизация популярной манги, а настоящий феномен. Редко у проекта бывает такой кредит доверия еще до премьеры. И еще реже это доверие оказывается оправданным. Разбираемся, чем же всех покорила эта история и почему стоит посмотреть ее прямо сейчас.

Время чтения: 6 минут.

Внимание: статья содержит спойлеры!

Не такой, как все

«Человек-бензопила» — это экранизация одноименной манги Тáцуки Фудзимóто, которая стала популярной еще до аниме-адаптации. Даже если бы творение Фудзимóто так и осталось на бумаге, оно все равно вошло бы в историю. Все дело в том, что «Человек-бензопила» ломает все законы жанра сë́нен (аниме, ориентированное на мальчиков-подростков), хотя формально следует им. На первый взгляд история состоит из клише: главный герой Дэ́нджи — сирота, который получает суперсилу, попадает в команду борцов со злом и идет к исполнению мечты. Но все не так просто.

Обычно герои сë́ненов, несмотря на трудности, остаются добрыми и честными людьми. Но Дэ́нджи и его коллеги реалистично показывают, что делает с людьми жестокий мир. Главный герой глуп, его мотивируют лишь еда и телесные удовольствия, а эмпатия у него почти на нуле. И это абсолютно нормально, ведь человек, выросший в столь ужасающих условиях, и не мог быть другим. Мечты главного героя тоже нельзя назвать возвышенными: он хочет попробовать хлеб с джемом и потрогать женскую грудь. Никаких светлых целей о спасении мира, никакого общего блага — только личный комфорт, ведь мир слишком долго отвергал его.

Как в кино

На студию Маппа была возложена большая ответственность: слишком много ожиданий было у фанатов. Одна ошибка, и сериал стал бы пошлым, плоским и банальным. А ведь мангу ценили за тонкий баланс между массовым и авторским, трогательным и эксцентричным, веселым и жутким. Но аниме сделало почти невозможное: оно не только стало достойным первоисточника, но во многом даже превзошло его.

«Человек-бензопила» скорее не манга, а очень подробная раскадровка для экранизации. Фудзимóто создает невероятные ракурсы, виртуозно передает движение, но не уделяет слишком много времени эмоциям и рефлексии: кажется, что манга специально редко сбавляет темп, чтобы читатели не заскучали, но при этом как будто заранее оставляет пространство для режиссера.

Аниматорам удалось уловить идею мангаки и раскрыть его мир и историю гораздо более глубоко. Сериал больше напоминает игровой кинематограф, чем аниме. При просмотре нас не покидает ощущение живой камеры. Диалоги как будто сняты восьмерками из игрового кино. Создается ощущение, будто герои не нарисованы, а их действительно играют живые актеры. Они двигаются без привычной резкости, а количество визуальных шуток, типичных для аниме, сведено к минимуму. Даже в комедийных сценах мы видим скорее пластику живых людей.
Иллюстрация из манги

Люди и демоны

Как и Наруто, да и многие другие герои аниме, Дэнджи не совсем человек. Заменив свое сердце на демона, он теперь находится где-то посередине. Это жанровое клише, которое должно показать, что человеком нас делают наши поступки и умение сохранить веру в добро.

В «Человеке-бензопиле» люди опасаются демонов не просто так. Их мораль и желания действительно далеки от человеческих норм. Поэтому Пауэр по ходу повествования не становится более приятной и менее эгоистичной — ее природа совсем другая. Как и все демоны, она понимает лишь силу, иерархии и обмен. Контраст между ней и обычными людьми показывает, насколько наши миры разные. Не зря Киши́бэ говорит, что самые сильные охотники те, что сошли с ума. Они ближе к демонам, чем к людям, поэтому и чаще выживают.

Дэ́нджи понимает Пауэр лучше, чем А́ки, и дело не только в том, что он наполовину демон. Он вырос вне социума и был далек от обычных людей с самого начала. Он никогда не знал заботы, любви или семьи. Но что мы видим, глядя на этот мир его глазами?
Оказывается, что люди и демоны не так уж отличаются друг от друга. И те, и другие хотят власти. Но в отличие от демонов, люди прикрываются красивыми словами и нормами социума. Это отлично показывает сцена с Ма́кимой и членами Якудза. Они беспринципны и ради своих целей идут на все. Но Ма́кима не скрывает этого, а Якудза рассуждают о вынужденном зле и балансе сил.

Несмотря на множество библейских аллюзий и отсылок, «Человек-бензопила» – это история, которая разбивает вдребезги веру в добро и бескорыстие. Но это лишь первый сезон, и нам очень интересно, что будет дальше. Конечно, как и в любом сë́нене, победит добро, но именно в этом аниме цена заставит нас задуматься: а стоила ли победа всех жертв?
Аниме невероятно разнообразно. Что смотреть, если понравился Евангелион? А что смотреть, если не понравился? Чтобы разобраться в аниме, необязательно тратить все свободное время на сотни серий разных сериалов, нужно всего лишь посмотреть саммари «Аниме: разбор главных тайтлов XXI века». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Чтобы вновь окунуться в мир любимого аниме, читай статью:

Философия «Наруто»
КИНЕМАТОГРАФ