Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Три товарища» Ремарка ищут спасение в дружбе и любви?

Роман «Три товарища» (1936) был переведен на русский язык в 1958 г. и моментально стал культовым в СССР. Имя Ремарка встало в один ряд с именем Хемингуэя.

Писатель Андрей Битов очень точно сказал, что именно Ремарк вернул слову «товарищ» его первоначальный, неофициальный смысл. Именно дружба стала идейной основой произведения. Это необычный сюжет для литературы XX века, которая сосредоточилась на тотальном одиночестве человека в мире и на разрушении всех иллюзий. Почему же Ремарк, который прошел через события Первой мировой войны, написал сентиментальный роман о крепкой любви и мужской дружбе?

Роман о «потерянном поколении»


«Потерянное поколение» – это термин, который придумала писательница Гертруда Стайн и популяризировал Хемингуэй в романе «И восходит солнце» (1926), поместив его в эпиграф. Понятие появилось случайно. Однажды у Стайн сломался автомобиль, и она заехала в автосервис. Однако молодой механик не смог справиться с поломкой, и тогда писательница пожаловалась хозяину мастерской. Тот сделал строгий выговор юноше и сказал: «Все вы – génération perdue!». И тогда писательницу осенило: «Вот кто вы такие! Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы – потерянное поколение».

К этому поколению принадлежал и Ремарк. Он был призван в армию в 18 лет. Буквально в первых же сражениях писатель был тяжело ранен, и все время до окончания войны он провел в военных госпиталях. Ремарк не забудет о фронтовом времени даже тогда, когда его первый роман «На западном фронте без перемен» (1929) будет иметь колоссальный успех, а писатель разбогатеет.

Ремарк, безусловно, в чем-то повторяет судьбы своих персонажей. Например, как его герои скрываются от бессмысленности мира и дурных воспоминаний при помощи женщин и алкоголя, точно так же писатель крутит романы с красивейшими и талантливейшими женщинами своего времени и при этом много пьет.

То есть «потерянное поколение» – это поколение надломленных людей, которые, несмотря на успех и внешнее благополучие, не могут нормально социализироваться, создать крепкую семью и ощутить стабильность мира. Война выбила им почву из-под ног и заставила разочароваться во всех привычных идеалах. Этим молодым людям кажется, что все в любой момент может измениться, рухнуть, исчезнуть, поэтому нет смысла планировать что-либо на будущее. Жить можно только одним днем.

«Воинствующий пацифизм» Ремарка


«Три товарища» – это роман про адаптацию человека, прошедшего войну, в мирной жизни. Нам рассказывается история трех молодых мужчин, которые ходили вместе в школу, после школы отправились на фронт и смогли сохранить свою дружбу. Их возвращение на родину трудно назвать счастливым: Германия находится в послевоенном кризисе, люди разобщены, ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне.

Друзья пытаются создать небольшой бизнес, который связан с починкой автомобилей. Главной же линией романа является линия взаимоотношений между Робертом Локампом и Патрицией Хольман. Однако чем глубже мы погружаемся в текст произведения, тем большую симпатию начинаем испытывать абсолютно ко всем его героям. Каждый персонаж индивидуален, у каждого своя история и трагическая судьба.
Можно сказать, что «Три товарища» на 80% состоят из диалогов и на 20% – из описаний. И это очень значимо, так как, наблюдая за поступками и мыслями героев, мы можем проникнуться искренней любовью к персонажам, понять их убеждения. Именно эти диалоги создают доверительную атмосферу, которая является неотъемлемой составляющей произведений автора.

По причине привлекательности персонажей романы Ремарка будут запрещены в нацистской Германии. Более того, они будут сжигаться, т.к. действительно представляют угрозу. Сам автор как-то назвал себя «воинствующим пацифистом». То есть не просто человеком, который выступает против насилия, а человеком, который пытается изменить мир вокруг. И в качестве оружия он выбрал литературу.

Там, где идеология пыталась объединить людей в одну пассивную массу, Ремарк показывал необходимость сохранять индивидуальность. Там, где звучали лозунги, Ремарк показывал их нежизнеспособность. Там, где говорили о героизме и долге солдата, Ремарк говорил про ужас и бессмысленность убийств во имя какой бы то ни было идеи.
Когда мы читаем «Трех товарищей», то трудно не заметить, что эта книга пишется как бы для всех. То есть это произведение способен понять читатель с любым опытом (жизненным и литературным). Но что гораздо важнее – не только понять, а еще и испытать эмоции.

«Три товарища» – роман о дружбе и любви


Герои «Трех товарищей» вбирают в себя все основные качества людей «потерянного поколения». Они прошли через войну, которая привела к разочарованию в людях и политических доктринах. Мир, в котором они живут, тотально нестабилен.
Их преследуют воспоминания о войне, которые они топят в алкоголе. Три друга понимают, что жить можно только одним днем, т.к. завтра все может измениться. Их жизненная философия состоит в том, что все, что мы любим, придется рано или поздно потерять: «Только не принимать ничего близко к сердцу. Ведь то, что примешь, хочется удержать. А удержать нельзя ничего».

В художественной вселенной Ремарка только тесный дружеский круг может противопоставить себя нестабильной реальности. В этом мире друг всегда готов прийти на помощь. Например, когда Роберт узнает о болезни Пат, все друзья моментально оказываются рядом. Они не только находят доктора, но и поддерживают его морально.
К слову, линия этих двух героев здесь не менее важна. У Роберта совершенно нет опыта отношений с девушками, т.к. юность он провел на войне. Однако им с Пат удается испытать то чистое, искреннее чувство, которое становится их спасательным кругом в мире, лишенном какого-либо смысла. Так же, как и в дружбе, герой Ремарка идет со своей смертельно больной девушкой до самого конца. В случае «потерянного поколения» счастье, увы, имеет срок годности, однако сама возможность пусть и ненадолго, но испытать его, стоит всей той боли, что придет потом.

Разговоры героев грубоваты и прямолинейны, в произведении множество сентенций. Стилистику, в которой работает Ремарк, можно определить как сентиментальный романтизм. События романа могут показаться неправдоподобными, дружба, изображенная в произведении, – невероятной, а самоотверженность персонажей – чрезмерной. Однако, согласитесь, даже если это так, Ремарку все же хочется верить, а его героям – подражать.

Таким образом, писатель смог создать органичных, хотя и нетипичных персонажей своего времени. Он противопоставил дружбу сложному миру, потерявшему духовные ориентиры, и тоталитарным идеям, которые стали столь популярны в XX веке. Друзья готовы прощать и помогать, они самоотверженны и щедры. Получается, что Ремарк сумел реализовать в литературе все то, чего обычно не хватает в жизни. Более того, реализовать это так, что в это хочется верить.

Прогуляли полсеместра, но экзамен по литературе всё ближе и ближе? Получите готовые ответы к нему с саммари «История европейской

литературы: от Гомера до Умберто Эко». Специально для читателей журнала дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц!



VK | YouTube | Сайт
МНЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА