До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как формируется либидо

Либидо играет ключевую роль в сексуальной жизни человека. Почему оно так важно для нашей сексуальности и на что оно влияет? Как оно формируется? Рассказываем в статье.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Определение либидо

Либидо — это сексуальное влечение, желание какой-либо активности вообще. Его часто путают с возбуждением и сексуальным темпераментом, однако это разные термины, описывающие разные вещи.
Возбуждение — физиологический процесс. Оно происходит как при желании совершить половой акт, так и в совершенно иные моменты, когда в ситуации совершенно нет эротического подтекста. Например, у мужчин оно может появляться при долгом сдерживании мочеиспускания. И у мужчин, и у женщин может произойти возбуждение при физических нагрузках: активность заставляет сердце биться усерднее, из-за чего кровь бежит по венам быстрее, приливая и к тазу.
От сексуального темперамента зависит то, как мы проявляем желание, насколько открыты к экспериментам и как часто в принципе хотели бы заниматься сексом, чтобы было нам комфортно.
Либидо состоит из нескольких структур, которые в целом можно разделить на три категории:

  1. Физиологические особенности. Нервную систему и её реакции невозможно изменить, кто-то дольше отходит от эмоциональных переживаний и физических активностей, а кто-то быстро реагирует на новые раздражители, у одного человека может быть низкая чувствительность, а у другого — высокая.
  2. Социально-психологические факторы. Депрессия, апатия, высокий уровень тревоги снижают либидо человека. Сексуальное желание падает, и человек может отказаться от сексуальной разрядки. Социальный статус в социуме тоже играет свою роль: у замкнутого одиночки, с которым никто не общается в школе развитие либидо может застопориться на первой, платонической, стадии.
  3. Культурного аспекта. В разных странах разное отношение к сексу, в некоторых культурах эта тема табуирована и подавляет либидо, а в других ведутся открытые уроки полового воспитания.

Фрейд важен, но не всегда нужен

Первым делом при разговоре о стадиях формирования сексуальности хочется обратиться к Фрейду — даже спустя много лет после написания трудов, этот психоаналитик не выходит из моды и каждый второй человек знает какую-то дазову информацию о нём и его анализах снов, этапов развития ребёнка, трёх составляющих личности и Эдипов комплекс.
Фрейда считал, что либидо зарождалось в бессознательной части нашего «я» и перемещалось по телу человека в зависимости от возраста. Если в при взрослении происходили какие-то сбои в этом перемещении, то процесс формирования либидо оказывался скомпрометирован, а на выходе у человека появлялись поведенческие патологии. Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.
Вклад Фрейда в формирование психоаналитики как научного направления нельзя недооценивать, однако современными психологами и психиатрами постоянно происходит переоценка всех старых теорий — наука не стоит на месте. Поэтому современные исследователи выделяют всего три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную.

Платоническая стадия

Платоническая, или первая стадия отличается тем, что желания сексуальной близости еще нет, однако есть потребность в душевной близости. Это стадия первой влюблённости и осознания желания каких-либо отношений как концепции: совместных прогулок, долгих разговоров, полноценного участия в жизни другого.
Платоническая стадия идёт рука об руку с безответными чувствами, грустью и чрезмерной романтизацией обыденных вещей вроде взглядов и прикосновений. Во время проживания этой стадии характерны мысли об уникальности этих чувств, их невероятной глубины и силы. Объектом чувств часто становятся не одноклассники или одноклассницы, а недосягаемые люди: известные актёры, персонажи комиксов и аниме, поп-звёзды, знакомые взрослые.
Платоническое либидо считается сформированным и завершённым только в том случае, если у подростка не было запрета на чувства и он мог их выражать: говорить о своей влюблённости с другими, предпринимать попытки привлечь объект чувств для объяснения в своей возвышенной любви. Обычно на этой стадии не бывает взаимности, что учит подростка справляться с глубокими переживаниями, связанными с отказом.
Подавление чувств приводит к негативным психологическим установкам, связанным с выражением любви: неумение показывать свои настоящие чувства, игнорирование их в пользу работы или учёбы, нежелание разбираться в эмоциях — всё это идёт из детского возраста. Если человек проживает платоническую стадию и так и не учится выражать свою влюблённость, сталкивается с запретами со стороны родителей, то инфантильность и идеализация будут тянуться во взрослую жизнь и влиять на все последующие отношения.

Эротическая стадия

Это время первых экспериментов, изучения своей телесности — как в одиночестве, так и с первыми партнёрами. Как правило, эта стадия приходится на этап гормональной перестройки и полового созревания. Этот этап необходим для полноценного развития либидо, однако именно в этот период происходит наибольшее количество конфликтов с родителями и появляются прямые, эксплицитные запреты от них — на общение с противоположным полом, на любые околосексуальные действия и так далее.
При неудачном прохождении этой стадии развития либидо у человека также формируются негативные установки. Но если в предыдущий период они были связаны с эмоциональной составляющей, то теперь они становятся сексуализированными. Например, это может быть фиксация на сексе как способе самоутверждения, получения доказательства, что теперь человек «взрослый» и может делать всё, что было запрещено раньше.

Сексуальная стадия

Финальная стадия формирования либидо, сексуальная, окончательно закрепляет сформированные ранее привычки и действия. В партнёрских отношениях нет места манипуляциям, сексу как инструменту воздействия на другого, восприятию отношений как своего рода эксперимент или способ получения быстрой разрядки.
На этом этапе молодые девушки и парни заново учатся взаимодействовать и открываться друг другу с новой стороны, особенно если в предыдущих этапах происходили какие-либо отклонения от естественного развития.
ПСИХОЛОГИЯ