Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем секрет успеха Пауло Коэльо?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Никита Добряков


Пауло Коэльо – один из самых популярных писателей современности. Суммарный тираж его книг превышает 300 млн экземпляров, они переведены на 60 языков мира, а его «Алхимик» стал наиболее продаваемой книгой на португальском языке в истории.


Как Коэльо завоевал такую популярность? Чем его книги так нравятся читателю? Почему профессиональная критика считает Коэльо посредственным писателем? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.


Кто такой Пауло Коэльо?


Жизнь Пауло Коэльо похожа на драматический сериал. Писатель родился в 1947 г. в Бразилии времен военной диктатуры, а в 19 лет попал в психиатрическую больницу, где его лечили электрошоком и таблетками. Свой юношеский опыт он потом передаст в романе «Вероника решает умереть». Затем он становится хиппи, работает журналистом, пишет тексты анархистских песен, за которые попадает в тюрьму. Выйдя на свободу, он становится музыкальным продюсером, но все равно чувствует себя на чужом месте.


Поворотным для Коэльо стал 1981 год. Он встречает наставника, по совету которого будущий писатель проходит путь средневековых паломников в испанский город Сантьяго-де-Компостела, который еще называют путем святого Иакова. Впечатление об этом он выразит в своей первой книге – «Дневник мага» (1987). А на следующий год выходит «Алхимик», который прославил Коэльо на весь мир.


Просто о сложном


Для понимания феномена Коэльо нужно вспомнить, в каком контексте появляются его первые книги. Что такое литература конца XX века? Это, как правило, сложные игры с формой и языком, замысловатые аллюзии и отсылки. Классический пример – роман Умберто Эко «Имя розы» (1980), где за простой детективной историей скрывается сложно устроенный текст с множеством подтекстов. Но к концу 1980-х годов обычный европейский читатель от всего этого устал. А что предлагает Коэльо?


Литература Коэльо – прописные истины в простой, но приятной обертке. Ритм его прозы мелодичен, но не чересчур замысловат. Темы понятны и вечно актуальны: поиск самого себя и своего предназначения, любовь, дружба и предательство.


Коэльо использует классические архетипы. Например, в «Алхимике», главном и самом показательном произведении Коэльо, мы видим сюжет о возвращении героя. Роман рассказывает нам историю пастуха Сантьяго, который после длительного путешествия к египетским пирамидам возвращается домой, где находит самого себя и клад с золотом. В этом сюжете чувствуется влияние как ветхозаветной притчи о блудном сыне, так и античной «Одиссеи». Знакомые сюжеты, даже если мы считываем их неосознанно, добавляют удовольствия от чтения, ведь эти истории – часть нашей культуры.


Притчи


К тому же Коэльо использует язык притчи, который обладает главным – видимостью глубокого символизма каждой детали и бесконечной возможностью для интерпретации. В том же «Алхимике» мы находим такие понятия, как Душа Мира, Всеобщий Язык, Свой Путь, Великое Творение. На протяжении текста они переходят друг в друга, меняют свои значения и под конец превращаются скорее в метафоры, чем в обозначение конкретных сил и феноменов.


Если попытаться вникнуть в идеи Коэльо, то мы увидим винегрет из буддизма, христианства, Кастанеды и Борхеса. Но Коэльо трудно обвинить в плагиате или неправильном толковании чьих-либо идей, ведь напрямую он на них не ссылается. Вдохновившись ими, он создаёт свою особую систему, которая, по его мнению, вобрала главные духовные достижения мира.

Гуманизм


Коэльо проповедует усредненный, а потому универсальный гуманизм. Для него главное – счастье, любовь и обретение себя. И этому сложно возразить. Именно эта универсальность сделала Коэльо международным феноменом. Человек вне зависимости от своей национальности и культурного бэкграунда тянется к Богу, ищет любовь и создает самого себя. Эти темы не знают границ языка, государств и континентов.


Ощущение глубины


Несмотря на то, что Коэльо создает вокруг своей литературы эзотерически-философское учение, его нельзя назвать философом в строгом смысле этого слова, поскольку у него нет собственной разработанной философской системы с четко выстроенной аргументацией.

Например, когда экзистенциализм провозглашает полную свободу человека, он сразу приговаривает его к тотальной ответственности за нее. Тем самым свобода из великого дара превращается в тяжелое бремя. Экзистенциализм выстраивает сложную картину судьбы человека. Но такая сложность не всем и не всегда нужна, т.к. мир и без этого достаточно запутанный. Человеку в такой ситуации хочется отдыха и четких воодушевляющих ответов. Их мы и находим у Коэльо. Например, в «Алхимике» мы читаем: «Когда ты чего-либо желаешь, вся Вселенная помогает тебе достичь этого». Такой посыл не может не успокоить.


В его литературе сложные и противоречивые моменты отходят на десятый план. Его размышления позитивны и полны воодушевляющей риторики. Романы Коэльо выстроены таким образом, что побуждают на диалог не столько с самим произведением, сколько с самим собой. Он скорее напоминает нам о вечных вопросах, чем дает на них новые, необычные ответы.


Итого


Для многих литература Коэльо стала спасительным островом, где можно обрести четкие и понятные смыслы. Но при сопоставлении с «большой» литературой Коэльо выглядит простым и незамысловатым писателем, что, впрочем, не делает его хуже. В бесконечно сложном мире иногда требуется отдых и простое напоминание о главном. Коэльо предоставляет нам это с лихвой.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

|VK |YouTube
ЛИТЕРАТУРА