Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Легенда боевиков Брюс Ли: спортсмен или актёр?

Влияние Брюса Ли на современную культуру огромно. Байопики, несколько десятков документальных фильмов, сотни фильмов-эксплотейшн, «Игла» с Виктором Цоем… А также его нереализованные идеи, например, хитом недавно стал сериал «Воин», сценарий которого была задуман Брюсом Ли ещё во время работы в сериалах.

Время чтения: 3 минуты

Актёр и режиссёр

Бытует мнение, что Брюс Ли, будучи обладателем невероятной харизмы, изобретателем концепции личностного роста и гениальным бойцом, не был хорошим актёром, а тем более режиссёром. Чтобы доказать, что это не так, рассмотрим его творческий путь и то как он изменил суть гонконгского кинематографа, оказавшего влияния на Голливуд.
Всё, что вы хотели узнать об истории кино, уже есть в нашем курсе:
Брюс Ли родился в Сан-Франциско в семье гастролирующих оперных певцов, а в кино впервые снялся в возрасте трёх месяцев. В своей первой полноценной роли в фильме «Сирота» он играет самого себя — трудного подростка с добрым сердцем, которому избыток энергии и недоверие к обществу, мешают встать на правильный путь. В этом фильме Брюс Ли эмоционален, порой чрезмерно, и изо всех сил старается донести до других суть своих переживаний.
«Сирота», 1960 г.
Брюс Ли открыл для себя боевые искусства и прошёл обучение у знаменитого мастера Ип Мана. Вернувшись в Калифорнию, он играл в основном в сериалах. Тогда у него были стереотипные роли, не дававшие ему раскрыться. Среди фильмов этого периода интересен «Марлоу», в котором актёр единственный раз в своей карьере сыграл абсолютного антагониста.

Революция Брюса Ли

«Большой босс» и «Кулак ярости» становятся прорывом для Брюса Ли. В этих фильмах он бросил вызов традиции китайских кино-единоборств. До этого боевые сцены снимались в духе оперетт: с грациозной, будто балетной хореографией, попытками трюкового монтажа и в духе театральной условности. Брюс Ли же снимал драки на общем плане, с минимум монтажных склеек и максимально реалистично.
Монтаж и операторская работа оказались в зависимости от резкости боевого стиля Брюса. Изменился темпоритм картин: почти целиком они стали состоять из шоустопперов — сцен, в которых ради эффекта приостанавливается развитие сюжета. Позднее в наиболее комедийном фильме «Путь дракона» эклектика боевых стилей выразилась ещё ярче, а режиссура Ли при этом оказалась более расслабленной.
Достоверно известно, что искусство экшена пришло в Голливуд именно из Гонконга. Он буквально расшевелил костенеющий Голливуд.
«Кулак ярости», 1972 г.

Ответный удар

Нельзя недооценивать и содержательную сторону картин Брюса Ли. В «Кулаке ярости» действие развивается в период оккупации Китая Японией. Чен, герой Брюса Ли, прямолинеен, он не умеет выражать свои эмоции, и его действия управляются главной идеей — местью за убитого учителя.
В «Выходе дракона» герой Брюса Ли вместе с героем афроамериканского каратиста Джима Келли борется с тюремными порядками как символом неравенства. В этом фильме его персонаж сложнее чем обычно. Актёру удаются и ирония, и сарказм, и серьёзность.
«Выход дракона», 1973 г.
Эволюцию мастерства Брюса Ли можно проследить, если сравнить две сцены на кладбище: из «Кулака ярости» и «Выхода дракона». В первом фильме эксцентрика переходит почти в абсурд: сидя на могиле мастера, герой сначала съедает зайца с вертела, а потом неловко признаётся в любви своей невесте. В «Выходе дракона» герой Брюса Ли на могиле сестры куда более сдержан. Лучше выверена и режиссура сцены, смонтированная с предыдущей через флэшбеки.
Брюс Ли умер, но его слава живёт. Это подтверждает и то, что на Московском международном кинофестивале программа «Брюс Ли. Человек легенда» соседствовала с ретроспективой легендарного Бергмана.

Понравилась статья?
А о том, как снимает Клинт Иствуд, узнайте здесь.
Многие ошибочно полагают, что в боевиках нет глубокого смысла. Смотрите видео нашего проекта, чтобы убедиться в обратном: 

Правое полушарие Интроверта

КИНЕМАТОГРАФ