До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Философия: что такое сенсуализм

Для познания мира человеку доступно множество различных инструментов. Главными среди них остаются разум и чувства. На их противопоставлении появились два философских направления: рационализм, последователи которого считали, что мир познаётся разумом, и сенсуализм, в котором способными познавать являются только чувства. Подробнее в этой статье рассмотрим сенсуализм.

Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Истоки сенсуализма

Идеи, характерные для сенсуализма в его современном понимании, разрабатывались ещё античными философами, а термин, обозначающий это направление, появился только в XIX веке. Да и то, оказался «неправильным». Его впервые предложил Виктор Кузен. Он предполагал, что создаёт направление, которое можно было бы противопоставить идеализму, то есть, то, что современные философы называют материализмом. Кузен образовал термин от латинского слова sensus, что означает «восприятие, ощущение». Но в том значении, о котором думал французский философ, термин просуществовал недолго. Так что же в итоге означает «сенсуализм» и что представляет собой, как философское направление?
Сенсуализм говорит о том, что любые мысли и идеи порождаются чувствами. Таким образом, единственным источником знаний является внешний мир, который человек постигает с помощью органов чувств. В свою очередь разум становится лишь порождением всех полученных ощущений. При этом сенсуализм может быть как крайним (познание без внешнего мира невозможно), так и умеренным (познание возможно с помощью критического осмысления и не все знания, полученные в ощущениях, достоверны).
Среди античных философов, которые высказывали идеи, близкие к современному пониманию сенсуализма, нужно выделить Протагора и Эпикура. Именно Протагору принадлежит известное высказывание о том, что человек является мерой всех вещей.

Сенсуализм в трудах английских философов

Более чётко основные положения сенсуализма сформулировали английские философы Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
Сенсуализм неразрывно связан с концепцией tabula rasa — «разум как чистый лист бумаги». Придерживаясь этой концепции, Джон Локк заложил один из главных принципов сенсуализма — отрицание возможности существования врождённых идей. Согласно этому принципу человек рождается готовым для восприятия нового опыта. Только благодаря опыту можно сформировать разум, характер и знания.
Опыт может быть как внешним, то есть, появляться из-за восприятия окружающего мира, так и внутренним, то есть, рождаться из исследования собственного воображения. Кроме того, Локк разделял изучаемые качества на первичные и вторичные. Первичные представляют собой нечто объективно существующее, например, массу предмета. Вторичные же зависят от восприятия органами чувств — цвет, вкус, запах и так далее.
С последним положением Локка всегда был готов поспорить Джордж Беркли. Он утверждал, что все качества и свойства вторичны, то есть, зависят от восприятия. Так что любой объект окружающего мира — лишь некий комплекс субъективных ощущений. То есть могут существовать и такие вещи, которые человек в силу недоразвитости органов чувств, не способен воспринять, а значит и осознать саму возможность их существования. Получается, что и материального мира как такового просто нет. Всё это лишь набор ощущений.
Дэвид Юм немного критиковал концепцию Беркли, обращая внимание на то, что, если у нас есть только ощущения, мы не можем достоверно установить реальные факты. Также он отрицал религиозные и мистические концепции, потому что был уверен, что доказать наличие или отсутствие Бога и других сущностей невозможно.

Эмпиризм и сенсуализм: есть ли разница

В связи с обсуждением сенсуализма нельзя не упомянуть эмпиризм. Эмпирия — это чувственный опыт. Эмпиризм — направление, которое признаёт источником знания опыт, данный в ощущениях.
Получается, эмпиризм — это и есть сенсуализм? Некоторые философы используют два этих понятия как синонимы. Но на самом деле всё не так просто. Сенсуализм можно назвать более узким направлением эмпиризма, ведь эмпиризм включает в себя не только процесс познания, но и науку, как специфическую деятельность, и даже жизненную практику.
Эмпиризм активно развивали философы и учёные Нового времени. Один из них — Фрэнсис Бэкон. Он подчёркивал важность активного вмешательства в изучаемые процессы, когда как для сенсуализма характерно пассивное созерцание.
Сенсуалист собирает знания как муравей, рационалист — плетёт рассуждения, как паук паутину, эмпирик, словно пчела, собирает нектар, который затем перерабатывает в мёд.
ФИЛОСОФИЯ