Это изречение Сократа, кажется, знакомо всем. Но что именно подразумевал философ, когда произносил эти слова? Разбираемся вместе с вами в этой статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Когда это было сказано?
Эта известная фраза приписывается Сократу, однако впервые она появляется в трудах Платона, его ученика. Он использовал ее в своих диалогах. Конкретно это высказывание он вложил в уста своего учителя в одном из своих ранних произведений — «Апологиях Сократа».
В «Апологиях» воспроизведены три речи Сократа, обращённые к судьям на обвинительном процессе против него в 399 году до н. э. Платон написал это произведение в защиту своего учителя, который был приговорен к смерти. В этих диалогах Сократ последовательно отрицает обвинения, которые ему предъявляют, защищает свою философию и свою жизнь.
«Апологии Сократа» — важная часть корпуса платоновских сочинений. Этот текст имеет большое значение для истории философии, так как в нём иллюстрируется философская методология Сократа, его поиски истины и свободы мысли. До наших дней не дошло ни одного текста, написанного рукой самого Сократа, поэтому историки и философы восстанавливают его учение с помощью свидетельств современников. Это цитаты в работах других философов и литераторов, интерпретации учения его многочисленными учениками и недругами.
Была ли фраза?
Технически, стала популярной сокращённая версия фразы из Платона. Оригинальный текст написан на древнегреческом, в котором часто встречаются сложные конструкции, которые сложно переводить на другие языки. Один из переводов (М. С. Соловьёва) этой сентенции в полном виде такой:
«этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю».
Некоторые исследователи приписывают изречение «я знаю, что я ничего не знаю» Демокриту, ссылаясь на сочинения досократиков, опубликованные немецким филологом Германом Дильсом. Однако в нём есть ошибки в ссылках на первоисточники. Дильс сослался на «Греко-Ватиканский кодекс», в котором эта мысль приписывается Демокриту. Однако кодекс, в свою очередь, отсылает к Цицерону — и у Цицерона автор как раз Сократ.
Подобные ошибки легко объяснить: помимо точного перевода с древних языков, перед авторами подобных составных сочинений стоит ещё одна задача — разобраться в бесконечных цитациях и отсылках одного автора к другим.
Что Сократ имел в виду?
По Сократу, ни один учёный не может обладать абсолютным знанием. Всякая попытка объять все знания о мире и обрести абсолютную истину обречена на неудачу. Вместо того, чтобы утверждать, что он всё знает, Сократ подчеркивает: истинное знание требует открытости перед миром. Человек должен быть благодарен за возможность познания нового, а не становиться самонадеянным и притязать на абсолютное знание в какой-либо сфере.
Слово «знание» в философии Сократа имеет особое значение. Оно не означает просто наличие информации, а связано с пониманием истины и смысла жизни. Изучение знания — вечный процесс, требующий постоянной работы над собой. Поэтому признание своей невежественности является первым шагом на пути к истинному знанию.
Фраза «я знаю, что я ничего не знаю» парадоксальна. Дело в том, что Сократ предложил другим философам диалектический метод познания. Он строится на том, что истина достигается в споре, а чтобы понять суть чего-либо, нужно изучить все точки зрения, все доступные материалы об этой проблеме. Но если ты ничего не знаешь, как ты можешь утверждать, что твой ответ на вопрос является хотя бы отчасти верным?
Даже если ты знаешь что-то и способен узнавать новое — ты непременно доберешься до той части знания, которая тебе недоступна. Получается, что чем больше вещей изучает человек, тем чётче он осознаёт: знание бесконечно. С каждым новым термином соприкасается десяток других, за каждым опытом или наблюдением стоят десятки, если не сотни, схожих экспериментов в этой области науки. Поэтому нужно постоянно быть готовым к поиску новых истин и фундаментальным изменениям собственных взглядов.