Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Властелин колец» Питера Джексона — великое кино?

Когда мы говорим о культовых фильмах, сразу вспоминается трилогия «Властелина колец» Питера Джексона. С момента выхода на экраны эти кинокартины завоевали сердца миллионов зрителей по всему миру — и поклонников жанра, и критиков. Разбираемся, в чём секрет величия фильмов про Средиземье.
Время чтения: 4 минуты.

Эталонная экранизация?

Мир, созданный Дж. Р. Р. Толкином, стал источником вдохновения для множества читателей и зрителей. Перенося нас в вымышленную реальность Средиземья, автор показывает целый спектр важных тем: здесь и дружба, прошедшая через всевозможные испытания, и история об обретшем веру в себя короле, и противостояние добра и зла. События происходят в тщательно продуманном, богатом на детали мире, населённом разными фэнтезийными народами. Это эпическое масштабное повествование стало основой для фильмов Питера Джексона.
Джон Р. Р. Толкин
Проблема любой книжной экранизации — вырезание сцен и персонажей на этапе сценария. Некоторые фанаты остались недовольны вмешательством в оригинальный сюжет: хоббиты не встретились с Томом Бомбадилом и Глорфинделем, Саруман гибнет гораздо раньше, чем в книге, детали битвы в Хельмовой пади изменили в угоду более продуманному сценарию. Было много и других незначительных и более крупных изменений, потому что невозможно вместить все книги и рассказать историю каждого персонажа, даже в «расширенной версии» на 11 часов.
Критики по достоинству оценили фильмы за их режиссерское мастерство, визуальную прелесть, сценарий и актерскую игру. Трилогию хвалили за детализацию и проработку декораций, костюмов и макияжа. Визуальные и спецэффекты фильма также были признаны великолепными и передовыми для своего времени. В общей сложности три фильма были номинированы на 30 премий «Оскар», а выиграли — 17. «Возвращение короля» победил во всех категориях, на которые был номинирован, войдя в историю наравне с «Титаником» Кэмерона.
Йен Маккелен и Питер Джексон
Были и недовольные. Сын Толкина, Кристофер, считал, что фильмы не передают глубину книжного оригинала и слишком поверхностны. Это стандартный для любых адаптаций спор: возможно ли передать книгу так, чтобы не исказить авторский замысел?
Литературоведы и кинокритики сходятся в том, что каждая экранизация — самостоятельная единица, которая несёт в себе отголоски предшественника, но при этом становится совершенно новым произведением. Это произошло и здесь — благодаря изменениям и вырезаниям сцен Джексону удалось сохранить внутреннюю логику повествования и баланс экшена, драмы и личной истории каждого главного героя. Правда для того, чтобы увидеть некоторые сцены и проникнуться замыслом, нужно смотреть именно расширенную версию (например, в первую часть не смогли добавить важные для раскрытия характера Боромира сцены в Лотлориэне).

Сделано с душой

Независимо от личного отношения к фильмам, каждый зритель может почувствовать любовь, с которой они были сделаны. Существуют сотни фотографий со съёмок, на которых запечатлён процесс работы над фильмом: от начала возведения декораций Хоббитона до финальных дней съёмок. Это запечатлено и на камере — команда сняла документальный фильм о фильме, который по длине может сравниться с каким-нибудь средним боевиком.
На курсе-саммари «Как понимать кино» вы получите готовую инструкцию по анализу фильмов разных эпох и жанров.
Из-за сжатых сроков съёмок команде пришлось выложиться на полную — весь процесс создания всех трёх фильмов проходил одновременно в 1999–2000, в течение 438 дней (потом были периодические съемки, но основной материал был снят именно в этот период). Это было испытание для всей съёмочной группы: реквизиторы и декораторы, дублёры и актёры, режиссёр, его помощники и операторы — все выкладывались на полную, чтобы успеть отснять весь материал.

Актёры

Джексон провёл большую работу по поиску идеально подходящих на роли артистов. Сегодня мы всё ещё ассоциируем Фродо с Элайджей Вудом, Теодена — с Бернардом Хиллом, а Галадриэль — с Кейт Бланшетт. Кажется, что они всегда были этими персонажами и невозможно представить на их месте других людей.
Питер Джексон и Бернард Хилл
Истории со съёмок в какой-то степени стали легендарными. Сложно представить такое упорство, но во время съёмок натурных сцен Шон Бин вставал ранним утром и пешком шёл в горы, потому что ненавидел вертолёты. Вигго Мортенсен сам выполнял трюки, потерял часть зуба и попытался приклеить его обратно суперклеем, сломал палец на ноге и чуть не получил летящим кинжалом в лицо.
Орландо Блум и Питер Джексон

Наследие

Фильмы Питера Джексона оказал значительное влияние на киноиндустрию и популярную культуру. Они установили новые стандарты спецэффектов, слаженности съёмочного процесса, музыкального сопровождения и визуала — пейзажи Новой Зеландии стали Средиземьем для нескольких поколений зрителей.
Фэнтези стало популярно во многом благодаря трилогии «Властелина колец»: продюсеры больших киностудий увидели потенциал жанра и начали постепенно его развивать. Без этого гигантского успеха не было бы «Игры престолов», «Ведьмака» или «Колеса времени» — предпочтение отдавалось бы иным жанрам кинематографа, более «безопасным» и понятным массовому зрителю.
Чтобы иметь готовое мнение по любому вопросу, когда о нём спросят, слушайте курсы-саммари по подписке.
Трилогия Питера Джексона узнаваема: стоит лишь показать кадр со съёмкой новозеландской природы, как зритель безошибочно опознает эти фильмы. Это — режиссёрский приём, который запоминается смотревшим. Рассказываем о приёмах другого жанра в нашей статье:
Основные приёмы нуара
Мы часто пересматриваем полюбившиеся фильмы. Они погружают в свою атмосферу и особенный мир, держат в напряжении и дарят эмоции. Рассказываем о том, как устроена философия «Властелина колец» и почему эта трилогия раз за разом оказывается актуальной для зрителя, в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ