Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как Джотто создал глубину в живописи?

Джотто ди Бондоне — итальянский художник эпохи проторенессанса, работы которого стали настоящей революцией в живописи. Он одним из первых использовал перспективу в своих фресках. Рассказываем самое важное о влиянии его стиля на развитие искусства.
Время чтения: 4 минуты

Становление

Джотто родился около 1266 года (точная дата рождения неизвестна) в итальянской деревне недалеко от Флоренции. Он начал свою карьеру в качестве ученика художника Чимабуэ, который был известен своими традиционными методами рисования и живописи. В «Жизнеописаниях…» Вазари есть легенда о том, как проезжавший по мосту через реку Чимабуэ увидел мальчика, пасущего овец и рисующего их углём на камнях. Это был Джотто, которого Чимабуэ тотчас взял в ученики — он сразу распознал в нём талант и решил дать шанс художнику–самоучке.
Курс, который заменит вам 20 книг, 30 академических часов в университете и сотни разборов картин из интернета:
Джотто быстро превзошел своего учителя и начал экспериментировать с собственным стилем, вводя в него новые элементы и улучшая технику. Около 1288 года Джотто и его учитель вместе работали над росписями фресок в церкви Сан Франческо, а позже он отправился в самостоятельный путь.

Перспектива в работах Джотто

Перспектива — это иллюзия трёхмерности и пространственной глубины на поверхности холста или бумаги. В живописи перспектива используется для создания объёмных и реалистичных изображений.
Джотто одним из первых задействовал линейную и пространственную перспективы в своих фресках. В сочетании с правильным расположением объектов его работы выглядели так, словно отдельные детали и персонажи находятся на разной глубине. Например, в цикле фресок во флорентийской капелле Скровеньи Джотто использовал линейную перспективу для создания трехмерных фигур и реалистичных пейзажей. Например, на одной из фресок он написал дорогу, которая уходит вдаль. Этот простой приём помогает расширить пространство картины и придать ему глубины.
В другой известной работе, фреске «Страшный суд» в капелле Барджелло, Джотто расположил фигуры так, чтобы они находились на разной глубине и расстоянии от зрителя. У зрителя создаётся ощущение: что он находится посреди сцены. Это дает возможность ощутить масштаб и сложность сюжета. Зритель сначала смотрит на апостолов, а уже после — на Иисуса Христа в центральной части картины.

Как Джотто использовал свет и тень в своих работах

Свет и тень — важные элементы, которые помогают создать впечатление объёмности и трёхмерности на плоской поверхности холста или бумаги. Они используются в живописи для создания иллюзии глубины и пространственной перспективы.
Техника светотени помогает передать, как свет падает на объекты, куда и как они отбрасывают тень. Кроме того, она позволяет продемонстрировать глубину картины. Если объект находится на переднем плане, то он будет иметь более яркую и выразительную тень, чем те предметы, которые находятся на заднем плане. Это создает впечатление, что одни объекты находятся ближе к зрителю, а другие — чуть дальше.
Джотто активно использовал технику светотени. На «Страшном суде» тела людей в тени выглядят более объёмными, чем тела тех, кто находится на свету. Кроме того, он использовал свет и тень для передачи настроения и эмоций: в левой части фрески он изобразил группу людей, которые выглядят потерянными и испуганными. Они находятся в тени, которая придаёт угрозы и опасности их ситуации, ведь скоро их будут судить за все дела при жизни.
Джотто ди Бондоне «Страшный суд» (1306)
Также художник использовал свет для выделения ангельских крыльев и тени для того, чтобы поместить их за спинами людей. Появляется ощущение, что ангелы находятся на ином плане бытия, нежели смертные. Это передаёт символическую идею о небесах и прекрасном божественном мире. Ад тоже изображён в аллегорических тёмных тонах — как напоминание о страшном месте, куда можно попасть за грехи.

Композиционные решения в работах Джотто

Композицией называется расположение объектов на холсте. Она включает в себя множество элементов: линии, формы, пропорции, цвета и светотени. Её главная цель — создать гармоничное и убедительное изображение, которое будет передавать идею автора и привлекать внимание зрителя к нужным деталям.
Джотто был мастером композиции. Он умело располагал объекты на холсте таким образом, чтобы привлекать внимание зрителя к определенным частям картины и создавать впечатление пространственной глубины.
Пропорции и цветовые решения фрески «Вход Господень в Иерусалим» подчеркивают главного персонажа картины и создают впечатление, что он находится в центре событий. Фигуры Иисуса и осла, на котором он въезжает город, находятся в центре и притягивают взгляд смотрящего.
Джотто ди Бондоне «Вход Господень в Иерусалим» (1305)
Композиция на работах Джотто помогает передать настроение, эмоции и идеи изображённых сюжетов. За счёт трёхмерности персонажей, световых акцентов и иллюзии глубины он умело расставляет смысловые акценты фресок и позволяет зрителям прочувствовать все эмоции, связанные с разворачивающимися перед их глазами библейскими сценами.

После Джотто

Джотто оказал огромное влияние на искусство своего времени и стал одним прародителей Ренессанса. Он изменил привычный взгляд на то, как должны выглядеть предметы и объекты на холсте, и создал множество фресок с реалистичными и объемными изображениями.
Его эксперименты проложили дорогу художникам последующих эпох. Его техника перспективы, света и тени, и композиции в живописи стало образцом для других живописцев. Сам Леонардо да Винчи использовал принципы техники Джотто в своих работах и развил на их основе собственный уникальный стиль.
Перспектива и светотень — только часть гигантской системы приёмов, которыми пользуются художники. О том, как они играют с контрастами и оттенками, читайте в нашем материале:
Как художники работают с цветом
История знает множество художников, которые произвели фурор и были признаны при жизни. Однако есть и те, к кому слава пришла только после смерти. Подробнее о самом известном художнике из этой категории в видео нашего проекта:
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА