Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Роль гиперболы в произведениях Гоголя

Николай Гоголь любил использовать различные художественные приемы в произведениях. Одним из популярных стилистических приемов стала гипербола. Рассказываем, что с помощью нее хочет сказать автор, и в каких произведениях она встречается.

Время чтения: 3 минуты.

Гипербола в «Мертвых душах»

Гипербола — это стилистическая фигура, основанная на преувеличении какого-либо действия, явления, предмета.
Николай Гоголь привлекает читателей яркими и запоминающимися образами. Их он создаёт с помощью гиперболы. Этот причем часто встречается в поэме «Мертвые души». Для описания главного героя Павла Чичикова писатель использует гиперболу. Мы понимаем, что персонаж «продает» мертвецов по цене выше, чем живых. Здесь автор показывает, что Чичиков хочет обмануть жителей губернии и распродать мертвые души. Также гипербола встречается и в описании образа помещика Плюшкина. Гоголь акцентирует внимание на его зубочистке, «которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов. Здесь автор говорит, что Плюшкин скупой и неряшливый человек. Он состоятельный помещик, но при этом живет как бедный, не следит за собой и любит собирать разные вещи и предметы.
Спектакль «Мертвые души»

Гипербола в «Шинели»

В повести «Шинель» тоже важное значение уделяется гиперболе. Произведение входит в цикл «Петербургских повестей». Главный герой чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин имеет только одну радость в жизни — шинель. Он копил на нее много лет и ущемлял себя во всем. Для описания образа главного героя автор использует гиперболу. Так, он рассказывает про крещение героя и говорит, что родители долго мучились, выбирая ему имя, и не нашли ничего лучше, как назвать его Акакий. Такое же имя носит и отец персонажа. Соответственно, мы понимаем, что Башмачкин не может подняться выше своего статуса, так как его судьба определена. Гипербола встречается и в сцене описания службы Акакия Акакиевича.
«Шинель»
Гоголь показывает, что кроме работы, его ничего не интересовало. Ему нравилось переписывать бумаги, он находил в этом «разнообразный и приятный мир». Но вдруг у главного героя появилась цель в жизни — покупка шинели. Ради нее он экономил на всем и жил мыслью о ней. Башмачкин действительно приобрел шинель, но ее украли. Тогда персонаж стал бороться за нее и обратился к «значительному лицу» за помощью. Но оно обвинило героя в вольномыслии. Акакий Акакиевич не смог это пережить и умер. В этом также можно увидеть гиперболу. Главный герой жил мыслью о шинели и после ее кражи не смог дальше существовать.

Гипербола в «Ревизоре»

В комедии «Ревизор» гипербола тоже является средством художественной выразительности речи. В ней показаны пороки чиновников и абсурд происходящего. Каждый персонаж обладает пороком: халатностью, коррупцией, самоуправством. Гоголь преувеличивает невыполнение служебных обязательств чиновников до абсурда. Например, попечитель богоугодных заведений Земляника говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Кроме того, герой заявляет; «все как мухи выздоравливают».
«Ревизор»
Земляника настолько заврался, что даже пытается в словах, так как правильно говорить «мрут как мухи». А судья Ляпкин-Тяпкин прочитал за всю жизнь пять или шесть книг. Мы понимаем, что это преувеличение, которое вряд ли может соответствовать действительности. Но с помощью гиперболы писатель показывает разложение общества и ужас происходящего. Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Скоро экзамен по литературе, а ты хочешь смотреть ютуб и гулять с друзьями? Понимаем, поэтому и подготовили саммари «История русской литературы». С ним ты быстро подготовишься к экзамену, и у тебя останется время почиллить. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Анализировать поэму «Мертвые души» непросто потому, что она не закончена. Говорят, Гоголь сжег второй том. В чем суть книги? Рассказываем в статье:
В чём смысл поэмы «Мёртвые души»
ЛИТЕРАТУРА