Журнал «Правого Полушария Интроверта»

За что критикуют «общество потребления»?

Почему мы живём в обществе потребления? Что это вообще значит? Разбираемся вместе с вами в этой статье.
Время чтения: 3 минуты.

Что такое «общество потребления»?

Термин «общество потребления» ввёл в научный дискурс в середине XX века французский социолог Жан Бодрийяр. Он использовал его для описания социальной структуры, в которой потребление становится основным движущим фактором и целью жизни. С течением времени понятие «общество потребления» широко распространилось, теперь этот термин употребляется в социологии, экономике, культурологии и других научных дисциплинах.
Жан Бодрийяр
Некоторые возражают против такого упрощенного представления общества, потому что оно ограничивает его до одной основной черты — потребления. Общество действительно имеет более широкий спектр черт, включая политические, экономические, социальные и культурные. Их нельзя полностью объяснить только через призму потребления. Однако при этом материализм окружает нас повсюду в 21 веке. Разные аспекты общества можно (и даже нужно) рассматривать через призму культуры потребления, чтобы понимать механизмы его эволюции.
Капитализм — прародитель «общества потребления». После Второй мировой войны наладилось конвейерное массовое производство товаров широкого потребления. В самой культуре тоже произошли изменения: яркие рекламные вывески и телевизионные ролики стали лучше цеплять зрителя (в некотором смысле предвещая появление клипового мышления спустя еще 50 лет). Эволюционировавшая рыночная экономика в совокупности с удачными маркетинговыми стратегиями стала причиной вознесения консьюмеризма.
«Шопоголик» (2009), реж. П. Хоган

Основные черты

В приоритете консьюмеризм. Именно потребление товаров и услуг становится центральным элементом жизни, а иногда и основой идентификации. Оно выступает в качестве основного способа самовыражения и подчёркивания социального статуса.
При таком построении экономики становится выгоднее не чинить товары, а купить новые. Это происходит из-за быстро меняющейся моды на тот или иной продукт и жёсткой конкуренции среди производителей, которые используют разные приёмы для завлечения покупателей. Среди них — кредиты, рассрочки и акции. Так появляется свободный и насыщенный рынок, полный разнообразных товаров и услуг, которые удовлетворяют любые потребности. В том числе те, о которых люди не догадываются — их вкладывают в сознание других маркетологи.
Потребление активно стимулируется рекламой, средствами массовой информации, социальными сетями. Они создают потребности, формируют предпочтения и влияют на потребительское поведение. Нужен ли девушке фен популярной фирмы? Она не уверена, но у всех вокруг этот предмет есть — у подруги, у коллеги, у блогерки, которой она восхищается. Это формирует установку, на которую как раз влияет общество потребления: нужно купить что-то, что кажется крутым, потому что оно на пике моды.
Ещё в таких условиях распространяется массовая культура. Она ориентирована на широкую аудиторию и основана на коммерческом успехе. Люди хотят быть такими же, как их любимые герои — этим пользуются корпорации, покупая рекламу в сериалах и фильмах. Если у каждого вашего любимого персонажа будет ноутбук одной фирмы, произойдёт ли ассоциация с этой вещью, когда вам нужно будет купить новую технику? Это работает и с популяризацией стилей одежды, развлечений на досуге или даже отношений.
На курсе-саммари «Культура второй половины XX века» вы получите готовую инструкцию по анализу истории, философии и культуры эпохи перемен.

Разные взгляды на феномен

Есть люди, которые положительно относятся к обществу потребления, считая его движущей силой экономического роста, инноваций и индивидуального самовыражения. Они отмечают, что общество потребления способствует технологическому прогрессу и повышению уровня жизни. Массовая культура, которая связана с обществом потребления, становится платформой для распространения и популяризации различных видов искусств, музыки, кино и литературы.
Однако другие критикуют консьюмеризм и сопутствующую ему культуру потребления: она приводит к глубоким социальным и экологическим проблемам. Например, к явному неравенству. Оно обостряется из-за разницы доходов среднего класса, на который чаще всего ориентируется маркетинг, и менее успешных в финансовом плане людей. Этот разрыв ещё больше заметен, если посмотреть на разрыв между высшим классом и средним: казалось бы, их не должно отделять многое, но различия очевидны.
Фото из Города Мусорщиков — квартала на окраине Каира, население которого занимается сбором мусора по всему городу с целью последующей его переработки и утилизации.
Также выделяют избыточность потребления, которое приводит к разрушению окружающей среды. Общество потребления поощряет постоянную покупку всё новых и новых товаров, а их производство приводит к потере природных ресурсов и накоплению отходов. Это создает серьезные экологические проблемы.
Постоянное потребление и акцент на материальных вещах и внешнем облике приводит к поверхностности в межличностных отношениях: ценность человека определяется его достижениями и владением товарами, а не его личностными качествами.
Чтобы иметь готовое мнение по любому вопросу, когда о нём спросят, слушайте курсы-саммари по подписке.
Медиа порождают консьюмеризм — об этом говорили ещё полвека назад. Читайте наш материал про идеи одного из ранних исследователей мира медиа:
Маршалл Маклюэн: главные идеи и теории
Сложно представить более капитализированные символы, чем новогоднее чудо и Дед Мороз. Каким образом эта история стала иллюстрацией во всех учебниках рекламщиков и маркетологов наравне с историей Генри Форда? Узнайте из нашего видео:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ