Искусство и психология

О чем «Лолита» Набокова?

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 2 минуты;
Автор: Никита Добряков
лектор по направлению литература

В любом разговоре о Набокове так или иначе вспоминается «Лолита». Это американский роман автора, опубликованный только через три года после написания, и то в парижском издательстве, т.к. американские издатели посчитали ее слишком скандальной. В итоге именно эта книга обеспечила Набокову безбедную старость и массовую популярность. Текст «Лолиты» до сих пор вызывает острую реакцию и с опасной резкостью делит мнения людей: от чистой ненависти до беспредельной любви. Как же нам смотреть на эти три слога — Ло-Ли-Та? Попробую объяснить свою позицию.

О главном герое
Главный герой «Лолиты» – Гумберт, и весь роман нам дан через его восприятие. Набоков использует прием ненадежного рассказчика, когда мы не видим объективную картину, а знаем о происходящем только со слов персонажа. И у Набокова этот персонаж всегда противопоставлен толпе, массе, окружающему миру. В «Лолите» Гумберту противопоставляется Америка – Америка голливудских образов, простых идей и понятных смыслов.

Ее олицетворением служит Клэр Куильти, тот самый герой, к которому Лолита сбегает от Гумберта. Куильти по сути никогда не любил Лолиту, а предлагал ей лишь съемки в порнофильме. Это хорошо показывает его принадлежность к обыденному, пошло-чувственному миру, в противовес Гумберту, для которого секс – это не просто секс, а некоторое эстетическое переживание. И поэтому Лолита готова скорее вернуться к Куильти, чем к главному герою, т.к. их с Гумбертом никогда ничего не связывало, кроме его страсти к ней. Он видит в ней не её саму, Долли Гейз, а свой воображаемый образ нимфетки.

Долли принадлежит к обыденному миру, Гумберт же совершенно другой. Он интеллектуал и художник. А для Набокова творчество является той путеводной нитью, что соединяет человека с иным, идеальным миром. Цинциннат, Гумберт, Герман – всех этих героев Набокова объединяет позыв к творчеству, который выделяет их из тотальной заурядной обыденности.

Зачем Набокову нимфетки?
Герой Набокова – избранный. Любовь и творчество выделяют его из толпы, но он оказывается в тюрьме собственного Я: влюбленный томится от своего желания, как животное в клетке. Он его узник. И в Набоковских текстах спасителем такого заключенного становится нимфетка. Эту роль также играет, например, Эммочка, освобождающая Цинцинната из тюрьмы в «Приглашении на казнь». И, конечно, Гумберта мы видим именно как зверя, помещенного в клетку собственной неутолимой страсти. И для него единственное спасение – Лолита, им же самим и придуманная.

Заключение
Набоков сопереживает тем героям, которые больны и извращены – духовно или физически. Здоровье является одним из признаков обывателя, чья агрессивная и в то же время примитивная самодостаточность так противна Набокову. Истинный герой Набокова всегда грешен, всегда болен своим желанием - желанием любить или творить. Но его любовь всегда отмечена уродством, и только такая любовь и возможна. Без постоянного самоистязания нельзя выйти в иной, потусторонний, идеальный мир красоты, в который стремится каждый избранный герой писателя.

Но проблема героя Набокова в том, что нимфетка так и не становится его спасением.

А как вам «Лолита» Набокова?

Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!