Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как понимать комедию Фонвизина «Недоросль»

Иногда понимать классиков бывает сложно, ведь с автором нас разделяют века. И смысл произведения теряется за нагромождением старомодных метафор, описанием привычек и особенностями жанра. Но мы всегда готовы пролить свет на произведение, поэтому сегодня рассказываем про комедию «Недоросль».

Время чтения: 5 минут

Жанр — ключ к пониманию персонажей

Конкретный жанр действительно требует от писателя соблюдения некоторых канонов. Зная характерные черты жанра, можно уже понять многое.
Пьеса «Недоросль» — это комедия эпохи классицизма. Во-первых, это низкий жанр одного из литературных родов — драмы, который изображает привычную действительность — сюжет о повседневной жизни и царящих в XVIII веке нравах.
Во-вторых, это сатира над пороками общества. А это значит, что персонажи комедии однозначны — они либо положительные, либо отрицательные. Каждый из них как бы олицетворяет определённую черту личности.
О каких чертах пойдёт речь, автор заявляет уже в говорящих именах и фамилиях персонажей. Например, Простаковы — типичные представители дворянства. Глупые, необразованные, не желающие жить как-то иначе. Характерно, что имя господина Простакова мы узнаём только в связке с отчеством Митрофана — то есть даже представляется за него кто-то другой.
Жена его от него отличается — она более жестокая, властная и грубая. Но до замужества госпожа Простакова носила фамилию брата и была Скотининой, и это важная черта её образа.
Вральман — тот, кто мастерски лжёт. Кутейкин — с одной стороны, любитель отдыхать и получать за это деньги. С другой — кутья, поминальная каша. А значит, это явление отмирающее.
Есть и положительные персонажи с такими же говорящими именами: Правдин — олицетворение закона и честности, Милон — кто-то, милый сердцу, Софья — вероятно потому, что с греческого означает «мудрость».
Герои только появляются, а мы уже понимаем, какие они!

Кто такой этот недоросль

Мы привыкли к тому, что название комедии «Недоросль» — это скорее ругательство. Так называют молодого человека, который эгоистичен и необразован. Юношу-недоучку, который ещё «не дорос» считаться взрослым человеком.
С этим связано и мнение о том, что Фонвизин так изобразил молодое поколение — на самом деле ошибочное. Ведь главное «зло» тут скорее мать Митрофана, которая и воспитала его таким. Да и молодая Софья — герой положительный.
Дело в том, что у слова «недоросль» в XVIII веке было официальное значение. Так назывались дворяне, пока они не достигали возраста поступления на службу. О том, каким вырастает недоросль, воспитанный в духе Простаковых, мы узнаём по ходу пьесы. Если родители будут такими, говорит своим произведением Фонвизин, то и ребёнок скорее всего вырастет Митрофаном, который не хочет учиться, называет приснившихся родителей «дрянью» и не умеет сочувствовать.
Но конец пьесы показывает — возможно, даже он сможет измениться в других условиях.

«В большом свете водятся премелкие души»

Важный персонаж для Фонвизина — это Стародум. Именно его устами говорит сам автор, который как бы наставляет героев и читателей. Он часть старого мира, и главными ценностями для него остаются порядочность и честность.
Ценности Простаковых и нового мира ему не близки. Вся комедия — это ирония над екатерининским обществом. Но о каких пороках говорит автор?
Это корысть, которой подвержены все члены семейства Простаковых. Им даже не интересно, чем закончилось письмо Стародума, ведь «хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься».
Подхалимство и неискренность заставляют Простакову поменять своё отношение к Софье. Кроме того, это полное нежелание учиться и предположение, что все вокруг тебе что-то должны: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
Жесткость и неумение сопереживать роднят семейство Скотининых со свиньями, которых так обожает глава семейства. Как и вера в то, что именно таким и должен быть дворянин.

«Злонравия достойные плоды»

Даже не читая комедию, несложно догадаться: положительные герои заслужат счастья, а отрицательные понесут наказание. Но важно и то, что «наказание» это откроет глаза. И, может быть, станет поводом исправиться.
Так, госпожа Простакова вдруг прозревает — горячо любимый Митрофан её не ценит и не понимает. Она наконец видит, что он отражение её самой, и начинает осознавать, к чему приводит подобное воспитание. Ведь Митрофан в прямом смысле «плод» её злонравия.
Таким образом Фонвизин предупреждает, что старшее поколение — и, судя по всему, государство — несут ответственность за воспитание личности. А если заниматься этим будут Простаковы и учителя вроде Кутейкина и Вральмана, ни к чему хорошему это не приведёт.
Подкрепляет эту мысль небольшой эпизод с расчётом Цыфиркина. Герой сразу же говорит, что Митрофан ничему не научился, а значит, как учитель он ничего не заработал. Это иллюстрация не только порядочности персонажа, которая по законам комедии вознаграждается, но и пример того, как должен относиться к обучению профессионал.
Так что пьеса Фонвизина близка нам и сегодня, ведь вопросы формирования личности всегда актуальны. А если вы привыкнете к жанру и стилю, ещё и смешная. Герои изображены невероятно точно — в этом секрет многочисленного цитирования «Недоросля».
Чтобы сдать экзамен по литературе, необязательно читать весь список литературы и скучные разборы произведений в интернете. Вместо этого послушайте саммари «История русской литературы», и «5» на экзамене ваша! Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Почему Герасим утопил Муму

Правое полушарие Интроверта

ЛИТЕРАТУРА