Журнал «Правого Полушария Интроверта»

От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?


Автор Анна Макарова

Никита Михалков — один из самых известных российских режиссеров, а также человек с очень спорной репутацией. Отделить произведение искусства от личности автора непросто. Но ведь до неудачного продолжения «Утомленных солнцем», сомнительных телепередач и маргинальных высказываний Михалков снимал по-настоящему талантливые фильмы и даже получил «Оскар». Каким же был Михалков до того, как стал персонажем мемов? И когда все поменялось?

Чужой среди своих


Никита Михалков рос в семье знаменитого поэта Сергея Михалкова и поэтессы и переводчицы Натальи Кончаловской. С ранних лет он был окружен искусством: в школьные годы он мог проспать уроки, потому что к родителям в гости приехал знаменитый пианист Святослав Рихтер и всю ночь играл на рояле.

Отсюда и некоторые типичные темы, места и герои его фильмов: живописные дачи, скучающие интеллигенты с их эскапизмом и вечным конфликтом с окружающей действительностью.

Несмотря на свою биографию, Михалков смотрит на интеллигенцию очень критично. Например, в «Неоконченной пьесе для механического пианино» чувствуется практически презрение режиссера к несчастным, потерявшимся героям.

От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?

В своей самой известной картине «Утомленные солнцем» Никита Сергеевич играет Сергея Котова, комдива Красной армии и любимца Сталина, а разочаровавшийся интеллигент и музыкант Митя выступает антагонистом всего фильма. Нетрудно понять, на чьей стороне симпатии автора.

Таким образом, в творчестве Михалкова ощущается любопытный конфликт, который, возможно, отражает внутренний конфликт самого автора. С одной стороны, режиссер будто бы не причисляет себя к тому обществу, к которому принадлежал с раннего детства, а порой и напрямую противопоставляет себя ему. С другой стороны, неотъемлемой частью его образа стали «барские» замашки, которые он будто бы постепенно перенял у героев, которых играл.

Вероятно, название дебюта Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» отражает общее мироощущение автора.
Знаете, какой был самый громкий дебют в режиссерской карьере за всю историю кино? Ответ - здесь!

Актер


Кинокарьера Михалкова началась с актерской деятельности: он сыграл главную роль в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», который стал настоящим символом эпохи оттепели.
От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?

Даже когда Михалков ушел из Щукинского театрального училища во ВГИК и сконцентрировался на режиссуре, он не оставил актерскую работу. Постепенно вокруг Никиты Михалкова сформировался образ «барина»: таким его показывают режиссеры, у которых он играет. Михалков прекрасен в роли богача сэра Генри из «Собаки Баскервилей» Игоря Масленникова и уморителен у Балабанова в «Жмурках» в роли анекдотичного «нового русского» в малиновом пиджаке. Со временем он перестает выходить из подобного образа и в реальной жизни.

В фильмах, которые Михалков снимает сам, он также делает ставку на актеров: в его лучших картинах мы видим блистательные актерские составы.

Некоторые сценарии и вовсе писались для конкретных исполнителей: например, «Родня». Сложно сказать, чей это в первую очередь фильм: режиссера Никиты Михалкова или актрисы Нонны Мордюковой. Доподлинно известно только то, что им сложно было делить одну съемочную площадку. Тем не менее кино получилось по-настоящему трогательным и живым.
При этом почти все актеры в фильмах Михалкова, несмотря на их уникальное обаяние, приобретают едва уловимые, но похожие интонации: чувствуется, как их устами говорит режиссер. Избежать этого удалось уже упомянутой Мордюковой, а также Станиславу Любшину и Людмиле Гурченко в фильме «Пять вечеров»: в его аскетичном стиле и простой бытовой истории практически не считывается узнаваемый режиссерский почерк.

От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?

Царь


В 1970-е и 1980-е гг. Михалков создает свои лучшие фильмы: «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня». Однако международный успех приходит уже в 1990-е гг.
В 1994 г. Никита Михалков снимает драматическую картину «Утомленные солнцем», в которой осмысляет болезненный опыт 1930-х гг. Фильм вышел в подходящее время: в 90-е молодая страна начинала рефлексировать на тему своего прошлого, и «Утомленные солнцем» оказались очень кстати. Этот фильм боролся за Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, которую уступил «Криминальному чтиву», и взял «Оскара». Это был настоящий триумф.

После «Утомленных солнцем» Михалков снял еще одну масштабную и красочную картину, явно ориентированную на экспорт, — «Сибирского цирюльника». А затем почти на 10 лет сконцентрировался на документальном кино. К игровым фильмам режиссер вернулся только в 2007 г. — с ремейком классического голливудского фильма Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Фильм приняли довольно тепло. Казалось, за ним должны были последовать другие успешные работы, но все сложилось немного иначе.
От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?

Мем


Михалков не только снимал кино, но и активно участвовал в общественной деятельности. С 1997 г. он возглавлял Союз кинематографистов РФ, а в 2008 г. со скандалом был снят с поста. Михалков признал съезд нелегитимным, а спустя год был переизбран, после чего союз раскололся на два лагеря.

Поглощенный общественной жизнью, Союзом кинематографистов и делением бюджетов в Фонде кино, Михалков все же вернулся к большому кинематографу, но мало кто этому обрадовался.

В 2010-2011 гг. вышло продолжение «Утомленных солнцем» в двух частях. Зрители приняли фильмы холодно, но в ответ на все претензии Никита Сергеевич отвечал, что картины просто вышли раньше времени, и люди оказались к ним не готовы.
В 2011 г. выходит «Бесогон» — авторская программа Никиты Михалкова, в которой он высказывает свое мнение по поводу различных общественно важных тем. Интерьер «Бесогона» кажется воплощением каких-то нереализованных амбиций автора: повсюду золото, иконы, награды, белые телефоны. Посреди всего этого Михалков рассуждает о чипировании и других конспирологических теориях.
От «Оскара» до «Бесогона»: что случилось с Никитой Михалковым?

В итоге более молодые зрители знают Михалкова скорее как мем и видят его разве что на YouTube в подборках с его безумными высказываниями. И чем дальше, тем сложнее видеть в нынешнем Никите Сергеевиче оскароносного режиссера и создателя таких тонких фильмов, как «Пять вечеров» или «Неоконченная пьеса для механического пианино».
А как вы относитесь к Михалкову? Вам нравятся его фильмы?

Разберитесь, почему одни фильмы получают «Оскар», а другие забываются, на наших бесплатных курсах для тех, кто хочет вести блог о кино

Переходите по ссылке, оформите пробную подписку на сайте, скачайте приложение и слушайте лекции фоном, пока выбираете, что посмотреть вечером.

Правое полушарие Интроверта