Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое смеховая культура средневековья?

Средневековье часто воспринимается как мрачный период в истории человечества, однако все меняется, когда речь заходит о культуре смеха. В статье разберемся, как смех влиял на жизнь.

Время чтения: 5 минут.

Двойственный характер смеха

В средневековой культуре смех имел двойственный характер. С одной стороны, он считался даром Бога, способом снять напряжение и улучшить настроение. С другой стороны, церковь часто рассматривала его как что-то потенциально опасное и греховное, особенно если речь шла о непристойных шутках или богохульстве.

Тем не менее, смех процветал в средневековом обществе. Шуты и балагуры были популярными персонажами, часто выступавшими на ярмарках и праздниках, принося радость и развлечение простому народу. Их выступления были наполнены социальной и политической сатирой, и народ жаждал такого зрелища. Смех был средством выражения недовольства.
Важной особенностью средневекового юмора является его связь с карнавальной культурой. Во время карнавалов все социальные нормы временно отменялись. Люди могли свободно выражать свои мысли и чувства через смех и шутки. Это было время, когда мир переворачивался с ног на голову.

Смех в средневековой литературе

Средневековая литература богата на юмор, сатиру и пародии, которые отражают особенности того времени. Одним из ярких примеров юмора в средневековой литературе являются «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Это сборник рассказов, написанных в конце XIV века. Чосер с юмором и иронией описывает жизнь средневекового общества. Через своих персонажей, паломников, отправляющихся в Кентербери, автор высмеивает пороки различных социальных классов, от рыцарей до монахов.
«Декамерон», Джон Уильям Уотерхаус (1916)
Другим примером является «Декамерон» Джованни Боккаччо, написанный в XIV веке. Это сборник из ста новелл, рассказанных группой молодых людей, укрывающихся от чумы. В этих историях Боккаччо поднимает темы любви, жадности, обмана и человеческой глупости. Часто его рассказы содержат элементы пародии и сатиры на церковь и аристократию.

Древнерусский смех

Функция смеха в древнерусской литературе заключалась в снятии искусственного неравенства. Дурость в древнерусской культуре играла роль обнажения, но в данном случае — обнажения ума от всех условностей и форм. Дураки, часто воспринимаемые как персонажи, говорящие и видящие правду, были честными, правдивыми и смелыми. Они воспринимались как люди, не понимающие условностей, и оттого казались почти святыми.
Древняя Русь
Смех в древнерусской литературе был «раздевающим», обнажающим голую правду. Дурак представлял собой человека, видящего и говорящего эту «голую» правду. Важной частью древнерусского смеха было выворачивание наизнанку одежды, ношение вещей задом наперед и использование «ложных материалов», таких как рогожа, мочало, солома, береста, лыко. Эти элементы символизировали изнаночный мир, в котором жил древнерусский смех.

Публичное разоблачение еретиков также включало элементы древнерусского смеха. Например, архиепископ Геннадий в 1490 году приказал посадить еретиков на лошадей лицом к хвосту в вывороченном платье, в берестяных шлемах с мочальными хвостами, в венцах из сена и соломы, с надписями: «Се есть сатанино воинство». Это действие символизировало причисление еретиков к бесовскому миру. Такие публичные демонстрации были не только формой наказания, но и способом общественного осмеяния, что делало смех инструментом социального контроля.
Завтра экзамен по истории, а времени на подготовку не осталось? Получите готовый ответ на экзамен с саммари «Средневековая Европа: чума, готика и крестовые походы». Не забывайте о бесплатном доступе ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц — введите его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Больше о карнавале в статье:

Эстетика карнавала: в чём смысл масок?
ЛИТЕРАТУРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ