Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Кристиан Диор не гений

Не нужно быть экспертом моды, чтобы знать о бренде Dior. Он ассоциируется с красотой и элегантностью, а его создателя прозвали «многоликим гением». Но если гениальность — результат творчества, к Кристиану Диору это определение не подойдёт. В статье аргументируем почему.

Время чтения: 3 минуты

Как появился дом Диор

Кристиан Диор прошёл долгий путь, чтобы открыть свой дом. Сначала он учился на дипломата, ведь именно эту профессию ему настойчиво советовали родители. Не будучи увлечённым политологией, на последнем курсе он объединился со своим другом Жаном Бонжаком и открыл галерею: там выставлялись картины Пабло Пикассо и Андре Матисса.
Какое-то время дела шли хорошо, но банкротство отца и череда семейных несчастий (смерть матери, болезнь брата) не позволили продолжать этот бизнес. Вместо этого Кристиан Диор начал рисовать сам — иллюстрировал журнал Le Figaro и продавал эскизы. Они понравились Роберу Пиге, и тот пригласил Кристиана Диора в модный дом Lucien Lelong.
И только в 1946 году Кристиан Диор объединился с Марселем Буссаком — текстильным магнатом, в то время одним из самых богатых людей Франции. Получив финансовую поддержку, он открыл свой дом, сумев переубедить Буссака, который изначально собирался возрождать Philippe et Gaston.

Новое как хорошо забытое старое

Dior покорили публику женственными и романтичными образами. Узкие плечи, прилегающий лиф и юбка из кринолина подчеркивали талию, бёдра и грудь. Такой силуэт отличался от моды времён Второй мировой войны, когда вещи стали проще, практичнее и свободнее.
Первая коллекция была представлена в 1947 году в штаб-квартире Dior — особняке на авеню Монтень 30. Называлась она La Corolle Christian Dior, но журналистка Кармель Сноу окрестила её New Look. Так и сегодня называют силуэт в стиле Dior.
Всё самое интересное об истории высокой моды узнайте с нашим курсом:
Вот только New Look не был особенно новым — все эти пышные юбки с корсетами носили в 1900-х годах. Да и выигрышное сочетание с узкими плечами ещё в 30-х представил Баленсиага. Его Диор высоко ценил и говорил о нём: «учитель всех нас».
Дело было даже не в новизне нарядного пышного силуэта. Кристиан Диор просто понял, что после тяжёлого военного времени женщины снова хотят почувствовать себя королевами. Или прекрасными хрупкими цветами — модельер любил садоводство и не скрывал, что вдохновлялся растениями.

Один в поле не воин

Не стоит забывать и о том, что история модного дома Dior богата и другими именами. Так, в 1953 году к нему присоединился Ив Сен-Лоран — тогда ещё совсем юный, но безмерно талантливый. Кристиан Диор чувствовал, что этот человек может создать что-то принципиально новое — за два года Ив Сен-Лоран стал ассистентом Диора и предлагал всё больше эскизов для коллекций. Скорее всего именно благодаря Ив Сен-Лорану Dior представил новые силуэты: A-line со свободной талией и широкими бедрами; Y-line с узкими бёдрами и широкой линией плеч.
«В моей последней коллекции я считаю его создателем 34 из 180 дизайнов. Думаю, пора раскрыть это прессе. Моя репутация от этого не пострадает», — говорил Диор в 1956 году. И, может быть, даже лукавил! Ведь вклад Ив Сен-Лорана должен был быть огромным, чтобы после смерти наставника тот возглавил дом Диор. Он стал самым молодым креативным директором — ему был 21 год.

Больше, чем просто одежда

Кристиан Диор был одним из тех, кто знал: стоит предлагать своим клиентам не столько одежду, сколько видение и образ жизни. Чтобы показать, что Christian Dior — это синоним красоты и роскоши, он создавал парфюмерию, ювелирные украшения и аксессуары.
Всё это должно было существовать вместе: если юбки Диора напоминали цветочные бутоны, то духи придавали образу подходящее звучание. Бижутерия тоже выглядела соответственно — стоит вспомнить знаменитую брошь в виде ландыша.
Так бренд быстро стал узнаваемым, а поклонницы стиля хотели всё больше продукции от Dior. Этому способствовали и музы дома — красивые, вдохновляющие и известные. Они воплощали в себе те качества, к которым стремились женщины. Стоит вспомнить модель Виктуар Дутрело (именно Кристиан Диор предложил ей имя Виктуар — «победа») или близкую подругу и специалиста по аксессуарам дома Митцу Брикар.
В. Дутрело
Сейчас рекламные кампании с моделями и актрисами — обычная практика. Но Кристиан Диор стал первым кутюрье, который начал использовать лицензионные соглашения в модельном бизнесе. Так товарный знак Dior быстро распространился по миру.

Не гений, но талантливый руководитель

Получается, что Кристиан Диор не был гением моды. Но он обладал многими полезными качествами, которые способствовали популярности Дома Диор. Например, он всегда находил поддержку и соратников. Это помогало ему не только в руководстве домом (финансирование Буссака, хорошие отношения с парфюмерами и модными редакторами), но и в жизни. Так, после закрытия галереи Диора и Жана Божака из-за проблем с финансами кутюрье какое-то время жил у друзей и получал от них материальную помощь. И именно дружба с Буссаком помогла убедить того отрыть новый дом вместо возрождения Philippe et Gaston.
Неудивительно, что о его судьбе беспокоились многие люди: чуткий и внимательный, он скорее всего и сам был отличным другом. Именно умение слушать других и понимать их потребности помогло Кристиану Диору вовремя представлять свои наряды — он знал, чего и когда желает модная публика. И умел видеть таланты.
Он был явно оптимистичным и целеустремленным человеком — не мечтавший раньше о создании модного дома, Диор осмелился открыть его после 40 лет.
А ещё он был предприимчивым и проницательным. Понимал, для кого создаёт свои туалеты. Диор даже классифицировал клиенток по отношению к одежде: «клиентка, которая знает, чего хочет», «королева дня» и др. Он искренне верил в своё дело — пускай и созданное не гением, оно и сегодня продолжает радовать и удивлять.

Нравится читать о моде? Ещё больше интересного в нашей статье:
Как Вивьен Вествуд придумала панк-моду
О том, что считалось красивым в период Ренессанса, рассказываем в видео нашего проекта:

Правое полушарие Интроверта

МОДА