Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое мокьюментари?

Как называется фильм, который снят по правилам документального кино, но не является им? Зачем нужны такие эксперименты с жанром? Рассказываем о мокьюментари и его законах.
Время чтения: 4 минуты.

Что такое мокьюментари?

Термин «мокьюментари» — составной. Он происходит от английских слов «mock» (подделка, имитация, высмеивание) и «documentary» (документальный), а обозначают им фильмы, шоу и сериалы, которые имитируют стиль документального кино. Они на самом деле не документальны: всё идёт по заранее прописанному сценарию, а принимающие участие в съемках люди всегда играют свои роли в соответствии с режиссерским замыслом. Конечно, бывают импровизированные диалоги и сцены, однако в целом в мокьюментари действуют законы обычного кино.
«Реальные упыри» (2014), реж. Т. Вайтити и Д. Клемент
В таких фильмах используются все стандартные приёмы, которые задействуют в реальных документалках: вставки архивных кадров и фотографий, статичные интервью, рассказ об одном и том же событии с перспективы разных героев, слежка скрытой камерой и «живая» съемка с рук. Эти приёмы пытаются убедить зрителя в том, что ему показывают правдивую историю.
Мокьюментари снимают в совершенно разных жанрах. Существуют пронизанные сатирой и комедией и очевидно вымышленные истории: первыми на ум приходят фильмы «Реальные упыри» и «Борат», сериалы «Офис» (обе его версии: британская и более популярная американская) и «Парки и зоны отдыха».
«Борат» (2006), реж. Л. Чарльз
В целом, для мокьюментари практически нет границ. Псевдодокументальность жанра позволяет режиссёрам снимать хроники вторжения инопланетян на землю, альтернативную историю, хорроры и триллеры. Все перечисленные сюжеты просто подаются как документалистика (и иногда зрители даже верят в то, что они видят на экранах).

Экскурс в историю

Этот жанр возник относительно недавно, в 1960-х годах. Первыми мокьюментари-работами можно назвать фильм «Земля без хлеба» Луиса Бунюэля, снятый в 1933 году, и радиопьесу Орсона Уэллса «Война миров» 1938 года.
Однако первым обозначил свою работу как «мокьюментари» режиссер Роб Райнер в 1984 году. Он сделал это во время промоушена фильма «Это – Spinal Tap!» про вымышленную британскую музыкальную группу. Не все зрители поняли, что перед ними выдуманная группа, которая никогда не выпускала ни одного сингла, и уж тем более не ездила на гастроли по Америке. На самом деле этот фильм высмеивал классические документалки про рок-группы, полные излишней претенциозности и постоянно отсылающие к гениальности песен этих групп. Райнер говорил, что его вдохновляли «Песня остаётся прежней» о группе Led Zeppelin и «Не смотри назад» о Бобе Дилане. Критики, в отличие от зрителей, приняли фильм тепло и оставляли в основном положительные отзывы.
«Это – Spinal Tap!» (1984), реж. Р. Райнер
С тех пор мокьюментари начал распространяться и завоёвывать сердца людей по всему миру. В настоящее время это один из наиболее популярных и востребованных жанров кино, суверенно стоящий в одном ряду с реальной документалистикой. Немаловажную роль в распространении сыграла его нарочитая пародийность: благодаря этому свойству стало возможным снимать откровенную сатиру, которая хорошо воспринимается зрителями.

Зачем нужны такие фильмы?

Мокьюментари родился в эпоху, когда фальсификации и ложь начали захватывать медиа и телевидение. Зрители перестали доверять тому, что им показывают на экранах, и это стало одной из важных предпосылок к появлению рефлексирующего это массовое недоверие жанра. Это продукт постмодернизма, который придаёт самой реальности игровую форму и разрушает привычные значения символов и знаковых систем. Появление псевдодокументалистики было неизбежно.
Курс, который заменит вам 30 книг, 10 документалок и унылые разборы из интернета:
Сегодня мокьюментари часто используют в сатирических фильмах и сериалах, чтобы добиться эффекта обнажения приёма и создать альтернативную реальность для зрителя. Можно иронично поднимать важные для общества темы, не выходя при этом из заданных жанром рамок. Например, в «Зелиге» Вуди Аллена про человека-хамелеона раскрывается консъюмеризм и желание постоянно подражать другим людям. Это подаётся через ироничную призму осмысления человеческой идентичности, которая доводится режиссёром до абсурда: у главного героя нет собственного мнения ни по одному вопросу, потому что он перевоплощается в тех, с кем беседует, перенимает у них манеры, привычки и образ мышления.
«Зелиг» (1983), реж. Вуди Аллен
Комедийное мокьюментари — это ещё и честная игра со зрителем. Например, зритель принимает на веру, что где-то в Новой Зеландии живут вампиры, которые дали согласие на документальную съёмку. Они разговаривают с операторами, отвечают на вопросы интервьюеров, а в промежутках — решают бытовые дела и межвидовые драмы с оборотнями. Зритель принимает как данное, что существует несколько сезонов документальных съёмок жизни работников американского офиса и смеётся над их взлётами и падениями. В этом заключается самое сложное: режиссёру нужно найти грань между чистым вымыслом и формальной реальностью.
Любой фильм состоит из старых, проверенных временем приёмов. Рассказываем о том, какие бывают планы съёмки и какие смыслы в них вкладывают режиссёры:
Общий, крупный, средний: какие бывают планы в кино
Мокьюментари обнажает приёмы документального жанра, заставляя зрителя поверить в события, которые не происходили на самом деле. Есть и другие фильмы со своеобразным использованием схожего приёма — в них герои узнают, что находятся внутри истории. Рассказываем о смыслах «Шоу Трумана» в видео нашего проекта:
КИНЕМАТОГРАФ