Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл романа «Ярмарка тщеславия»?

«Ярмарка тщеславия» — знаковый роман Уильяма Таккерея. Автор деконструировал литературные условности и обнажил сущность британского общества начала XIX века. Разбираем, что особенного в этом романе.
Время чтения: 4 минуты.

О чём роман?

Роман повествует о жизни двух непохожих друг на друга девушек, Бекки Шарп и Эмилия Седли. Вышедшие из одного пансионата, они совершенно разные.
Бекки и Эмилия. «Ярмарка тщеславия» (2018)
Бекки — оппортунистка, знающая, что в этой жизни она может полагаться только на себя. Из-за происхождения — она из низшего сословия, её отец был актёром, а мать танцевала в балетной труппе — Шарп не рассматривают как потенциальную партнёршу среди среднего и высшего класса, в которых она вращается благодаря знакомствам. Эмилия же — дочь успешного торговца, которая, в отличие от подруги, никогда не знала нужды. Она обаятельна, добра и простодушна.
Теккерей предлагает читателям проследить за их жизнями: от последних дней в пансионате до первых отношений, первых разочарований и последующих поисках своего места в мире. Он изначально говорит читателям, что в книге их ждут «зрелища самые разнообразные: кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, а также из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре».

«Скетчи» британского общества

У романа есть подзаголовок (один из нескольких): «Зарисовки общества чернилами и карандашом». Этот подзаголовок появился по двум причинам. Во-первых, автор самостоятельно иллюстрировал каждую выходившую в свет часть — как и многие романы того времени, «Ярмарка Тщеславия» публиковалась постепенно в журнале. Её печатали в 20 ежемесячных выпусках журнала Punch в период с января 1847 года по июль 1848 года.
Во-вторых, эта часть заглавия направляет восприятие читателя в нужную автору сторону. Этот роман, описывающий превращение девочек в женщин, показывает все неприглядные стороны светского общества: браки по расчёту без крупицы любви, снобизм высших чинов и стигматизация бедняков, тщеславие и праздность тех, кто может себе это позволить. В этот мир вступают Бекки и Эмилия. Бекки оказывается в этом обществе словно рыба в воде, она ловко примеряет маски и пытается выбраться из бедности любыми способами. Эмилия же добродушна и наивна, что играет с ней злую шутку: она выходит замуж по любви против воли отца, но позже разочаровывается в муже: он начинает активно флиртовать с её лучшей подругой и уделяет ей всё меньше и меньше внимания.
Все сцены, которые описывает Теккерей, легко бы произойти в реальности — и происходили, просто с реальными, а не вымышленными людьми. Из-за близости к реальности и чуткого выписывания характеров с помощью небольших, но говорящих деталей автора прозвали одним из лучших писателей-реалистов эпохи, наравне с Чарльзом Диккенсом и Шарлоттой Бронте.

«Новелла без героя»

У романа есть другой подзаголовок, «Новелла без героя». Он тоже символический. Первый подчёркивал, что события легко могли произойти в реальности с современниками Теккерея и их знакомыми, а второй говорит о том, что никто не идеален — таких людей нет в мире.
Среди персонажей нет ни одного по-настоящему положительного человека. Условные герои далеко не святые: они совершают ошибки и потом расплачиваются за них. Эмилия, показанная изначально позитивной и доброй, теряет эту детскую наивность и превращается в мелочную и одержимую женщину.
Демонизации злодеев тоже не происходит: антигерои имеют собственные мотивы. Бекки просто пытается обеспечить себе жизнь и не остаться брошенной, как её мать. Она очень боится этого. Её попытки соблазнить брата и мужа Эмилии продиктованы этой необходимостью удержаться в высшем обществе и не скатиться в нищету и забвение.
Мужские персонажи тоже неоднозначны: Джозеф, муж Эмилии, оказывается самовлюблённым и эгоистичным, несмотря на хорошее воспитание. Родон, муж Бекки, не обращает внимание на жену, ему важнее карточные игры и дуэли.
Родон. «Ярмарка тщеславия» (2018)

Образ рассказчика

Довольно мрачный портрет общества подчёркивается комментариями автора. Теккерей вводит в самом начале романа рассказчика, который проводит зрителей-читателей через ярмарку тщеславия, сравнивая персонажей с актерами и марионетками: «знаменитая кукла Бекки проявила необычайную гибкость в суставах и оказалась весьма проворной на проволоке; кукла Эмилия, хоть и снискавшая куда более ограниченный круг поклонников, все же отделана художником и разодета с величайшим старанием».
Он постоянно комментирует действия персонажей и даёт социальный комментарий всему английскому обществу. При этом его резкие замечания доходят и до читателей: он явно даёт понять, что считает весь британский свет фальшивым, практически прогнившим насквозь.
Через день экзамен по литературе, а вам еще нужно прочитать 20 книг? Подготовьтесь к экзамену с саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывайте вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Какие смыслы скрывает в себе литература абсурда? Рассказываем на примере Камю:
В чём смысл «Постороннего» Камю?
ЛИТЕРАТУРА