Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто такой Густав Климт

Его «Поцелуй» растиражирован миллионами копий. Он превратился в элемент массовой культуры и даже стал мемом. Другая его работа — «Золотая Адель» — была продана за 135 миллионов долларов и стала одной из самых дорогих картин в мире.

Карл Густав Климт — австрийский живописец и основоположник венского модерна. Он стоял у истоков Венского сецессиона — объединения молодых художников, которые выступили против рутины академического искусства. Картины Климта пронизаны тонким символизмом и эротизмом. Мы знаем и любим его как создателя необычайно притягательных, чувственных женских образов.

Г. Климт «Юдифь», 1901 г.

Но каким человеком был Климт? Что известно о его характере и личной жизни? Мы в Правом полушарии Интроверта решили разобраться.

Время чтения: 3 минуты

Климт был из простой семьи 


Густав Климт родился в местечке Баумгартен, недалеко от Вены (сейчас это один из районов города). Атмосфера творчества окружала будущего художника с рождения: его отец был гравером и ювелиром, а мать — несостоявшейся оперной певицей.

Узнайте больше о том, как жили и создавали шедевры великие художники с нашей готовой программой курсов для тех, кто хочет изучить искусство с нуля!

Они жили очень скромно, ведь кроме него в семье было еще шестеро детей. Когда отец и брат Густава умерли, ему пришлось в одиночку обеспечивать родственников. Впрочем, у Климта это неплохо получалось: художник быстро стал популярным и мог самостоятельно выбирать заказчиков.


Климт начинал как академист


До своего увлечения модерном Климт изучал академическую живопись в венском художественно-промышленном училище. Его ранние произведения выполнены в академической манере. В основном это были государственные заказы: большие полотна на аллегорические и мифологические сюжеты, которые украшали театры, музеи и другие общественные здания.

В конце XIX века художник стал отдаляться от академизма. В поисках свежих форм он обратился к художественному языку нового направления — модерна. Тогда же он отказался и от госзаказов. Чтобы заработать на жизнь, Климт начал писать портреты богатых жительниц Вены, которые заказывали их мужья.

Он создал самую дорогую картину


В 1907 году, в разгар своего «золотого» периода Климт написал портрет светской дамы и покровительницы искусств, Адели Блох-Бауэр. Эта картина стала не только наиболее известным из его портретов, манифестом и «иконой» венского модерна, но и самым дорогим полотном в истории. В 2006 году «Золотая Адель» была продана на аукционе за рекордные на тот момент 135 миллионов долларов, обогнав работы Ван Гога, Пикассо и Мунка. 

Г. Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907 г.

Чувственная красота модели сочетается с замысловатыми орнаментами на сияющем, инкрустированном сусальным золотом фоне. Акцент на бледном лице и руках женщины, плоскостность, отказ от перспективного построения пространства и золотой фон вызывают ассоциации с искусством интернациональной готики и проторенессанса.

Другим источником вдохновения живописца стала византийская мозаика. Незадолго до начала работы над картиной Климт путешествовал по Италии и был поражён золотофонными мозаиками Равенны и Венеции. Подобно мастерам Византии и средневековья, Климт тяготеет к передаче трансцендентного, — выходящего за пределы чувственного опыта.

Как и его молодые последователи-экспрессионисты Оскар Кокошка и Эгон Шиле, художник отходит от внешнего, «реалистического» трехмерного мира и обращается к многомерному внутреннему миру и к глубинам бессознательной части человеческой психики. Впрочем, связь Климта с идеями другого знаменитого венца, — Зигмунда Фрейда — это уже другая история.

Климт никогда не был женат


По иронии судьбы, художник, который прославился благодаря образам прекрасных женщин, так и не создал собственную семью. Всю жизнь он прожил в доме с матерью и незамужними сестрами, старшая из которых страдала от тяжелой депрессии.

Самые долгие и близкие отношения у него сложились с хозяйкой модного дома и модельером Эмилией Флёге. Этот союз был не только любовным, но и творческим: Климт разрабатывал для нее дизайн платьев и рисунок тканей, а Эмилия была его постоянной моделью и музой.


Густав Климт и Эмилия Флёге, 1909 г.

Их роман не был безоблачным. Флёге ревновала художника к его многочисленным любовницам и даже обращалась с этой проблемой к самому Фрейду.

Климт был интровертом


Образ жизни художника был далёк от богемного. В обычной жизни Климт не слишком заботился о своем облике. Он не писал автопортретов, а на фотографиях мы видим его взъерошенным, в просторных халатах, и даже с котом на руках.

Любопытный факт: Климт любил котиков. В 2018 году в Нью-Йорке прошла выставка его работ. В процессе подготовки на обороте одного из произведений обнаружили отпечаток лапы одной из кошек художника, которые постоянно бегали в его мастерской прямо по его работам.


Несмотря на свою известность, Климт был замкнутым, жил просто и уединенно, мало общался с другими живописцами. Похоже, он был интровертом :)

Понравилась статья?
Читайте ещё об искусстве здесь.

Жизнь знаменитых художников полна тайн. Об одной из них узнайте из видео нашего проекта:


Правое полушарие Интроверта



ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО